Как думать и говорить о танце

Как думать и говорить о танце

Для многих людей танец — не просто не-интеллектуальная, это анти-интеллектуальная деятельность. Такое мнение, кажется, подкрепляется опытом и стереотипами, но противоречит современной нейронауке. Посмотрите, например, лекцию Черниговской, которая много говорит в начале об Иржи Килиане, классике современного балета, и о том какая сложная работа мозга нужна, чтобы создать и исполнить его хореографию.

Распространенное мнение “Я прихожу на танец, чтобы отключить голову” выражает внутреннюю правду человека, но противоречит другим его правдам, внешним и внутренним. В интегральном подходе нас интересует танец, который может воплощать и выражать всю полноту человеческого существа. Как мы можем танцевать, чтобы ум был частью танца, а не помехой ему?

Стимулом к написанию этого текста стали другие тексты о танце и, в первую, очередь — прекрасный в своем противопоставлении привычному пост Анатолия Левенчука о системном инженерном подходе к танцевальному мышлению. Интересен не только сам текст, но и обсуждение его. Первая же строка «…танцуем мы не телом, а мозгом” настолько противопоставляет позицию автора размытому душевному холизму большинства танцевальных дискурсов, что вызывает отторжение разной степени пассивности.

Если же перевести это противопоставление в подчеркивание разницы между разными когнитивными процессами, между разными способами понимать, переживать и управлять процессом движения, то можно из этого текста взять несколько хороших идей.

Первое — в каком контексте мы обсуждаем танец, какие интересы и позиции власти имеют участники диалога? Танцоры, зрители, хореографы, критики — у всех будет разный интерес и разные позиции.

Второе — из каких перспектив мы исходим, говоря о танце. Образовательная перспектива — как лучше изучить, освоить и присвоить тот или иной язык движения? Или творческая, поэтическая viewpoint — что в движении переживается как нечто прекрасное и порожденное именно человеком?

И оказывается, что какие-никакие (а лучше — качественные) когнитивные способности нам нужны для развития танца, а соматические и операциональные инструкции чаще и точнее приводят к требуемому качеству и паттерну движения. Что есть разные уровни организации движения (привет Николаю Бернштейну!), и если начинать без проработанности и освоенности более ранних, базовых уровней организации движения, то освоение сложных паттернов начинает страдать и мучаться. Это всего несколько идей, вытащенных мной их большого и плотного текста.

А еще показателем значимости этого текста для меня будет аудиотрек по мотивам текста Левенчука, записанный моим другом и коллегой Валерием Веряскиным, известным своим проектом “Будда в городе”. Если текст рождает желание размышлять и творить, это хороший текст. Наслаждайтесь и танцуйте!

Чтобы заниматься танцем, вам нужно любить его. Он не даст вам ничего взамен — ни рукописей, ни полотен для выставления в музеях или у себя дома, ни стихотворений для публикации и продажи. Ничего, лишь один только мимолетный момент, когда вы чувствуете, что живете.
Мерс Каннингем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*