Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста

Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста

Александр Гиршон

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между “хаосом и космосом”, воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественного танца Шивы.(1)
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия ( в дальнейшем — ТДТ) оформилась в 40-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве ХХ века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих “тело” ТДТ.(2)

В России ТДТ пока малоизвестно и редко применяется. Так, согласно данным И.Бирюковой (Москва) в 1994 г. в России в русле ТДТ работало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал.

В настоящей статье описываются некоторые возможности использования ТДТ на тренингах личностного роста. Наблюдения и опытные данные, лежащие в ее основе, получены на различных тренингах: профессиональном тренинге МАСД “Дерево Жизни”, тренингах Фонда “Новое поколение. ХХ I век.”, других тренингах различной направленности, проводимых автором. Также важную роль в оформлении этих данных сыграла деятельность студии танцевальной импровизации (г. Ярославль).

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности . Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений “новой психотерапии”.

ТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению (“зеркало”); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии — оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие (3); работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.

Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов , что и другие направления “новой волны” психотерапии, работает с ними на своем поле — в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов . Это такие упражнения как “континуум” (в его многообразных российских вариантах), “аутентичное движение”, контактная импровизация, “танец пешеходов”(pedestrian dance), “джаз тела” Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс “Тропа танца” (Dancing Path), известный также как “Танец пяти ритмов”. Авторство его принадлежит “городскому шаману” Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

1. Flowing — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения “женской” энергии.

2. Staccato — резкие, сильные и четкие движения, “мужские” движения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lyrical — тонкие, изящные движения, “полет бабочки” или “падающего листа”.

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, “пульсирующая статуя”(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор. “Танец пяти движений” рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так , достаточно часто женщины среднего возраста не принимают “мужские”, резкие и сильные движения . “Я не такая, мне это не нравится” — говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется , что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным “черным пятном” являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не имеем “отпускать” себя , насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.

В своей работе при применении “Танца пяти движений” я обычно предлагаю людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой их ритмов был наиболее приятным,. а какой давался труднее всего ; при каком движении вы занимали больше пространства, а какое могли выражать только в небольшом объеме и т.п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую — человек обнаруживает “освоенные и неосвоенные” качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже “запретную”.
Тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.
Терапевтическую — в сочетании с другими техниками осознания и трансформации “Тропа танца” позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами , оказывает положительное психофизиологическое действие .
Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения, этого важного компонента “подавленной целостности”(в терминологии В.Козлова)(4). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, техники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирования подавленных комплексов, блоков, матриц и т.д. Способы простые и эффективные.

ТРЕНИНГ ТДТ КАК ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Для ТДТ жизнь тела является зеркалом сознания. В процессе танца выражающее себя сознание выносит на поверхность, делает явным качество и специфику конфликтов личности, ее характерологические особенности. Различные категории движения — пространство, время, вес, течение (по Лабану) (2) являются метафорами основных жизненных тем личности.

Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую “свое” пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет?

Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д.

Вес — насколько я чувствую свой вес? А — следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?

Течение — насколько направлены мои движения? Насколько я могу “держать” цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела “выпадают” из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?

Другие темы, легко исследуемые через ТДТ — контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания.Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуированных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения.

В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди наконец начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мифы и легенды народов мира, т.2 — М.: Сов. Энциклопедия. 1990
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: “Прогресс”, 1993
3. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. — Ярославль, 1994
4. Козлов В. В. Истоки осознания — Мн.: “Полибиг”, 1995
5. Roth G. March to Extasy: Teaching of Urban Shaman. — NY, 1987