Танец Отношений (интервью)

Танец Отношений (интервью)

integral dance rus1Я сейчас работаю над большой книгой об интегральном танце.  Картинка сверху — это ее примерное оглавление. 🙂 Книга строится как живой рассказ о моей практике. Иногда мой монолог чередуется диалогами в форме интервью. Слушателем монологов и собеседником, подготавливающем потом тексты, является Алена Комарова. Вот интервью, дополняющее тему «Танец Отношений»:

С темой отношений работают в самых разных видах психотерапии. В чем специфика работы с этой темой именно в ИТДТ и интегральном танце?

Особенность танцевальной работы в том, что она делает видимыми вещи, которые сложно сформулировать, к которым неясно, как подойти. Когда мы выражаем свой характер взаимодействия через движение, многие вещи становятся понятны. Например, я могу быть очень мягким человеком, но в отношениях оказываться настолько близко к партнеру, что ему тесно рядом со мной, даже если я сохраняю мягкость. Через движение вещи, которые не очень определены внутри, становятся более заметными. 

Во-вторых, когда мы сочетаем движение, осмысление и обсуждение, появляется баланс между проживанием, чувствами и пониманием нас хватает и на то, и на другое. Вербальная психотерапия чаще имеет дело с осмыслением опыта, чем с самим опытом. А в интегральном танце есть и непосредственный опыт, который мы получаем в этот момент, и его осмысление: мы может рефлексировать как воспринимаем его сейчас, и как он отражается в жизни.

И третий важный момент: танец прекрасная многомерная метафора для отношений самого разного характера. Она помогает интегрировать любой опыт, при необходимости сменить точку зрения на ситуацию: что, к примеру, тупик во взаимодействии это танец, в котором мы во что-то уперлись, и нам нужно, допустим, оттолкнуться, чтобы двигаться дальше.

— Ты говоришь, что в построении тренингов во многом ориентируешься на запросы людей. Какие темы были наиболее популярны в “Танце отношений” в последнее время?

Есть две темы, которые появляются практически всегда (и понятно, почему). Первая — сложности на этапе противодействия. Многих людей ситуация конфликта приводит к кризису в отношениях, к отсутствию понятных действий, что с ним делать. Во многом потому, что конфликт часто нагружен предыдущим личным опытом и установками о том, что конфликт — это плохо, нельзя и т.д. Вторая тема тоже неизбывная, и она зацепила меня с самого начала работы с этой темой: в танце мы совершенно по-другому проживаем завершение отношений — настолько по-другому, что эта разница поражает. Исследуя тему расставания в танце, можно понимать, что из боли, которая приводит к расставанию, нельзя отменить, можно только прожить, а с чем можно соотнестись по-новому. Это темы, которые были с самых первых тренингов, и они остаются.

И я отмечу две тенденции, которые появились чуть позднее. Одна из них касается начала отношений, вступления в контакт — почему-то некоторое время назад она просто не возникала на тренингах. Сейчас в процессах, которые происходят в наших странах, появилось больше отдаления между людьми, и не всегда понятно, как преодолеть эту дистанцию. Не для всех людей и не во всех обстоятельствах, но эта тема начала больше звучать. Другая история — очень сильный отклик нашла тема отношений с собой. Понятно, что она была и раньше, мы давно работаем с интроектами, внутренним образом отношений, определяющим сценарий взаимодействия. Но сформировался новый ракурс: мои отношения с собой могут быть другими. Как будто раньше отношение к себе ускользало, не было значимым, подразумевалось как само собой разумеющееся; а оказывается, и здесь я могу выбирать, и этот танец я могу танцевать по-разному. В целом, это про то, как большая демократия, где каждый голос важен, отражается внутри. Часто есть несоответствие: снаружи у нас выборность и демократия, а внутри продолжается крепостной строй. Как общая тенденция появилось стремление навести внутреннюю демократию, более мягкое внутреннее управление. Внутренняя автократия работает неэффективно, не говоря о том, что она мучительна. И здесь возникает вопрос: если не прямое директивное управление, если не только “надо” и “должен”, как тогда ориентироваться?   

— По-моему, эта тема в принципе ключевая: мне непонятно, как можно найти контакт с другим, не имея контакта с собой.

Мы смотрим на виды отношений как на мандалу, где все переплетено со всем, и прийти к отношениям с собой можно очень по-разному. Иногда для людей толчок к понимаю, кто они и как им соотноситься с собой, дает вопрос большого смысла. Для кого-то — поиска своего места в мире, а для кого-то — отношения с другим. А для кого-то все начинается прямо отсюда: я есть, и я чувствую, что я есть — и только отсюда я могу идти дальше. Похоже, это твой сценарий, дверь, которую ты открываешь, но могут быть и другие двери.

— Люди обращаются к ИТДТ, чтобы менять что-то в своей жизни, и в танце обычно очень понятно, что и как менять. А как переносится опыт из пространства тренинга в жизнь? Например, у себя я замечала диссонанс: мне хорошо знаком язык движения — там мне ясно, как я могу приближаться или отдаляться, находить контакт, проявлять разные чувства и т.д. — но я не всегда могу пользоваться теми же схемами в реальной жизни.

Если я знаю свое состояние танца, я могу находить способы включать его в ситуации социального общения. Как я могу танцевать с этими людьми, например, разговаривая за столом в кафе? С другой стороны, если для меня что-то работает в танце, как я могу освоить это в других модальностях? Например, что это за качество в твоем танцевальном “я”, из которого ты легко идешь в контакт? Ты говоришь, что в движении можешь выражать себя очень по-разному — как этот танец перевести в другие языки? Как я могу быть более выразительным в словах, уметь менять в них ритм, переходить от одной темы к другой? Занимать какое-то место в этом микро-социуме? Спокойно оставаться со своей линией, когда другие танцуют что-то другое? Это те же самые навыки, что мы используем на тренингах, просто другой язык.

Важно проговаривать, что это отдельная задача — перевести навык из одного контекста в другой. Это работа, которая отчасти делается на вдохновении, отчасти на дисциплине и на воле. Танец и в этом случае является помощником, он подсказывает, куда идти, на что обращать внимание. И, мне кажется, одна из важных идей здесь: давать себе в процессе перевода люфт на ошибки. Да, сразу перенести опыт с тренинга в жизнь не получится — я об этом знаю, и я разрешаю это себе. Более милосердное отношение к себе — то, что дает возможность дать специальный процент на ошибки, не казнить себя за них, а принимать их как нормальную часть процесса обучения.