Танец и ценности. Александр Гиршон

Танец и ценности. Александр Гиршон
Мы живем во времена большой свободы и большой неопределенности, когда пространство выбора расширилось: я могу выбирать кем работать и где жить, с кем проводить время и как его провожать, я могу менять профессии и социальное окружение. И, по большому счету, эти выборы ничего не ограничивает: расстояния, деньги, языки уже не ограничения, а только вопрос хорошего знания ресурсов. 
Если выборов так много, то на что я опираюсь, чем я руководствуюсь, выбирая эти изменения? На что я вообще могу опираться? 
Может быть — на желания и потребности? Но желания сиюминутны, а изначальные потребности просты. И почему-то кажется, что в интересном человеке всегда есть что-то больше, чем простое удовлетворение потребностей. Что же касается желаний — то они легко внушаются рекламой, социумом и культурой. Удовлетворение желаний и потребностей — необходимый базовый уровень выживания, но выживание еще не есть вся человеческая жизнь. 
Может быть, я могу ориентироваться на идеалы? Но если мы будем критичны и внимательны, то окажется, что идеалы — это кем-то и когда-то созданные культурные образы, которых никогда не было в реальности. 
Нельзя сбрасывать со счетов и рациональную выгоду и пользу, но опять таки следование только прагматике пользы не определяет степень удовлетворенности жизнью. Выгода может легко обеднять жизнь. 
Как я могу отличить правильное от неправильного, если правильное — это лишь предмет договоренностей и условностей
Один из ответов, который удовлетворяет меня сейчас, — я могу опираться на ценности, на явления жизни, которые признаю особенно важными и значимыми. Ценности вырастают из потребностей и желаний, но не являются только ими. Настоящие ценности ощущаются внутренними и живыми, в отличие от внешних долженствований и эфемерных идеалов. Ценности могут наполнить большим смыслом практическую пользу.
Идея о том, что в практике взаимодействия с людьми мы ориентируемся на “общечеловеческие ценности”, опять-таки мне кажется, очень слабой. “Общечеловеческие ценности” на самом деле историчны и культурны. Они зависят от особенностей культуры и отличаются от страны к стране. И они обусловлены историческим периодом. Например, 200 лет назад права женщин — это никакая не ценность. А в последние 100 лет — вполне себе ценность, которая утверждается, которая важна, которая постепенно входит в культурное и правовое поле. 
Два взгляда на ценности
Есть несколько определений того, что такое ценности. В социологии и философии ценности определяются как убеждения человека в значимости (или важности) лично для него некоторого объекта или явления. Именно на это определение опирались большие исследования ценностей в разных странах в последние 10 лет. В модели, которая лежала в основе исследования, Шалом Шварц объединяет ценности и получает 4 укрупненных категории ценностей: «Самоутверждение», «Выход за пределы “Я”», «Сохранение», «Открытость изменениям», Они образуют две смысловые оси.
Данные приводятся из работы «Изучение базовых ценностей россиян на основе Европейского социального исследования”, авторы В. С. Магун, М. Г. Руднев.
 Люди, целые сообщества и страны могут тяготеть к консерватизму или больше принимать изменения. Больше разделять ценность личного самовыражения или поддерживать ценность связей между людьми. В этой модели считается, что есть устойчивое тяготение к тем или иным полюсам в пространстве ценностей.
Конечно, эти исследования в большей степени степени говорят о ценностях, связанных с социальной жизнью. А есть еще индивидуальные ценности,  для кого-то важна семья или красота, например. Настоящие ценности соединяют человека и мир, потому что настоящие ценности человек воплощает и утверждает. Например, для меня творчество является значимой ценностью. Творчество в разных формах — в созданий новых проектов, в образе жизни и в искусстве танца. Творчество, в данном случае — то, что я ценю в себе и других, то, чему я помогаю проявиться в жизни других людей и культивирую в своей. 
Слабость определения ценности, как убежденности в значимости, на мой взгляд, состоит в том, что она мало учитывает бессознательное и иррациональное в человеке. Люди могут воплощать в своей жизни не только то, что они сознательно определяет как важное и значимое. Они могут бессознательно воплощать качества и утверждать своей жизнью убеждения, не соответствующие их сознательным убеждения. Для более глубокого понимания ценностей нам нужно учитывать глубину психики.
С точки зрения глубинной психологии ценности могут быть определены как силы внутри психики, силы, воплощающиеся в определенных качествах и процессах. Несколько тысяч лет тому назад эти силы могли называться богами и они воплощали качества, присущие человеку и миру — красоту или власть, здоровье или мастерство.
 
В моей личной “внутренней мифологии” для меня оказались важны два образа из классической греческой культуры, две силы, которые Ницше выделял в европейском искусстве — Дионис и Апполон, стихийность и классичность, поток и структура. И во многом моя личная встреча с творчеством определяется как танец этих двух сил: неистовства и соразмерности, отпускания и выстраивания.
 
Важно не только то, что они существует, поскольку эти качества существуют в любом человеке и в любой деятельности. Важно, что я их переживаю как значимые, понимаю их как значимые, встречаюсь с ними, как с значимыми. Важно, что у меня есть внутренние, личные отношения с этими силами. Ценности поэтому становятся не только убеждениями, но переживаниями, не только мотиваторами, но и силами, ведущими за пределы личного измерения. 
 
В этом понимании ценностей я во многом ориентируюсь на разработки Сергея Всехсвятского, который выстраивает на основе этой модели свою школу личностного роста. Я хочу немного поразмышлять о соотношении танца и ценностей. А начну с неожиданной темы: танца, психологии и политики, потому что политика — это же и есть социальное утверждение ценностей. 
Танец и политика
Я смотрю на различные мнения в психологическом сообществе о том, может ли психолог высказывать свою политическую позицию? Должен ли он/а оставаться нейтральным? 
Естественно, психодинамически-ориентированные психотерапевты ориентированы за нейтральность, а гештальтисты режут правду-матку (это шутка, если кто-то захочет обидиться :)). Часто звучит мнение, что люди искусства, учителя и психотерапевты должны быть “над битвой”.
 
В любой из этих позиций есть своя правда. Смущение вызывает отдающее типичной теневой идеализацией слово “должны”. Потому что на самом деле — выбираем. Выбираем отстраниться и вовлекаться, говорить или молчать. Выбираем, исходя из эмоций, понимания и ценностей. Мы не можем игнорировать эти сигналы, они попадают через все каналы. Мы не выбираем то, что в любом случае как-то соотносимся с этой информационной ситуацией. Так же как не выбрали родиться в это время, в этой стране, в этой вселенной (есть мнение, что выбрали, но оно также одно из).
 
Во время первой поездки в Америку среди многого нового я посмотрел танец женского дуэта HIJACK  на тему русско-американских отношений во времена Карибского кризиса. Так неожиданно: обычно абстрактный современный танец и конкретная политическая тема! Это был 2001 год и по приезду я некоторое время носился с идеей постановки, где все танцоры были бы в масках Путина. Мне казалось, с одной стороны, что это достаточно свежо и прикольно, с другой — выражало мою реальную озабоченность бессознательной увлеченностью фигурой нового государственного лидера. В результате: ни один из коллег, к которым я обращался, не поддержал эту идею. Некоторым она была неинтересна, а некоторые прямо говорили, что боятся. В этот момент мне стало понятно, что самая суть “совка” — это липкий страх перед властью, доходящий до желания слиться с ней. То, что просто необходимо изжить в себе. Потому что точно есть более интересные вещи в жизни.
 
Я полагаю, что любая практика воплощает определенные ценности. Не только через то, что декларируется, но и через саму структуру, устройство, качество действия. Ценности определяют наши выборы. Выборы определяют наши действия. В том числе политические действия. 
 
В этом смысле танец точно также выражает политические приоритеты и систему ценностей. Ценность иерархии в структуре классического балета, отражаемую в системе звезд и кордебалета, например. В современном танце это может быть  ценность свободного и равного самовыражения, которая состоит в том, что хореография часто создается коллективно и в том, что можно использовать любые художественные средства. В танце может цениться соответствие канону или поиск нового. Мы можем искать и находить чувства соединенности с конкретным Другим (как в танго) или растворения во Всеобщем (как в племенных танцах). 
 
Несоответствие, несогласованность ценностей друг с другом вызывает внутренний конфликт. Неразрешаемый конфликт ведет к деструктивному напряжению. Внешний конфликт — социальный, политический, военный — это проверка внутренней цельности. Цельности не как данности, а как процесса, конечно. В этом смысле любая танцевальная практика — это тоже политическое действие. Личное, совместное, групповое. Для меня таким политическим действием стала практика Dance Walking — совместные танцевальные прогулки под один плейлист, которые с 2012 года проходят во всем мире, а с 2014 года с моей подачи и в русскоязычном пространстве. Как и любое простое действие Dance Walking может пониматься на разных уровнях и иметь разный смысл: он может быть особым развлечением или терапевтическим событием, формой социального искусства или ответом на политическое давление. Важно понимать: Что я утверждаю своим действием? Какую силу в мире поддерживаю? 
 
Ценности интегрального танца

Каждая практика уже воплощает некоторые ценности, то, как она устроена — это уже выражение определенных ценностей. Я начал задавать себе вопрос: что за ценности выражаются в моей практике проведения занятий, тренингов, лабораторий, конференций, индивидуальных терапевтических сессий? Какие важные, значимые ценности мы в них поддерживаем? Какой танец мы танцуем и какие ценности он воплощает?

Самая очевидная, лежащая на поверхности ценность — это, естественно, свобода. Мы часто используем выражение “двигайтесь свободно!”. Мы редко обращаемся к готовым законченным формам, а работаем в основном с импровизацией. Мы признаем ценность свободного самовыражения — того, как человек может по-своему выражать себя. И это все про свободу.

Понятно, что свобода — одна из сложно определяемых категорий. И поэтому мы ее определяем не философски, а функционально, прагматически. Какую свободу мы имеем в виду? Свободу как отпускание и высвобождение на физическом и эмоциональном уровне, свободу как разрешение быть Другим, разрешение быть разным; свободу как увеличение вариантов выбора, особенно там, где его не было; свободу как трансценденцию… 

Вторая ценность — тоже, безусловно, лежащая на поверхности — это творчество. Танец — это процесс, в котором мы создаем исчезающую красоту. Возникающую и исчезающую сразу же красоту, которая остается только привкусом внутри. И понятно, что для людей, которые приходят и на практику, и в терапию, оказывается важным этот момент творчества.

Иногда приходят художники, потому что танец питает их творчество. Иногда приходят люди, которые пишут, и если они танцуют, им лучше пишется. Иногда люди приходят, потому что у них слишком много рутины в повседневной жизни. Они начинают танцевать и потом находят свой реальный интерес. Недавно приходит человек и говорит: “Я хотела ходить на занятия, но целый год не была. У меня появилось новое увлечение — фигурное катание и мне не хватает времени на танцы. Там для меня сейчас очень много творчества. И именно за этим качеством жизни я 4 года ходила на танцевальную терапию — за тем, чтобы мое занятие появилось появилось в моей жизни”. Человек действительно находит свое занятие, которое его питает, которое позволяет ему чувствовать себя живым, творческим, настоящим и т.д.

В танцевальном творчестве человек получает разрешение: я могу проявлять себя сейчас, создавать что-то свое в этот момент, во взаимодействии с другими людьми, я могу быть видим и принят, когда творю — это разрешение дает возможность процессу творчества продолжаться в других областях жизни. Особенно если мы ставим эту задачу, работая в терапевтическом контексте, с запросами. Человек рано или поздно, со своей скоростью, в своем ритме находит, как он может творить свою жизнь.

Естественно, что люди приходят в танец и за вдохновением, а в каких-то случаях и за дисциплиной (например, дисциплиной аутентичного движения) — за разными аспектами творчества. Важно, что ценность — это не требование. Творчество — это не требование. Это та возможность, которую мы ценим, к которой мы обращаемся.

Следующая ценность — переживание целостности. В танце мы находим много разных аспектов целостности. В свободном импровизационном танце тот, кто создает танец, тот кто исполняет танец, и сам танец — это одно и то же. Вот этот самый человек. Говоря словами Габриеллы Рот: “вы и есть живое произведение искусства”. Когда вы танцуете, вы — живое произведение искусства, которое вы же и создаете.

Мы подходим к цельности на разных уровнях. В танце физическое, эмоциональное, образное или понимаемое могут соединяться. Я знаю, про что я сейчас танцую, я эмоционально переживаю этот опыт и очень ясно воплощаю телесно. При этом у меня может быть еще какой-то глубокий смысл; я танцую не только про себя, я ощущаю себя частью чего-то большего.

И не менее важно, что целостность — это процесс, а не цель, критерий и т.д. И моя задача именно в том, чтобы конкретизировать этот процесс — в целостности движения, т.е. в движение всем телом, всем собой. Целостность как движение в согласии с пространством и временем, социумом и культурой, мгновенным и вечным…

И еще одна важная ценность, я формулирую ее вслед за Мишелем Фуко как ценность заботы. И она особенно важна в терапевтическом контексте, который занимает достаточно большое место в интегральном танце. Во многих отношениях это в первую очередь ценность заботы о себе. Это означает, что через принятие, через внимательность к себе, через слышание потребностей, через прояснение желаний и границ человек обучается искусству заботы о себе. Слушание своего ритма, слушание своего глубинного желания, слушание своей подлинности — это то, чему человек обучается. И это все входит в заботу о себе. И естественно, что когда человек учится заботе о себе, он может по-другому заботиться об отношениях с другими.
Ощущение заботы связано и с переживанием безопасности и принятия, которое оказывается важно на занятиях, которые я провожу, и которые проводят мои ученики. И я не имею ввиду липкую розовую благостность. Это про важное условие человеческого существования: здоровое человеческое существование подразумевает качественную заботу о себе. Заботу о себе, в том числе, как заботу о своем развитии. Это не означает залезть под тепленькое одеялко и не двигаться. Нет, это означает быть свободным и творить. 
Танец как ценность
Продолжая работать с темой ценностей, я задумался над тем, является ли сам танец для меня ценностью? Даже так — является ли Танец Ценностью? Не тем, что декларируется, не тем, что нужно для выживания, не тем, что приходит как прихоть, а тем, что важно, значимо, ценно, весомо… Мне еще раз хочется отметить, что у ценностей есть глубинное измерение, ценности могут быть не только понятным смыслом событий и поступков, но и глубинной силой, действующей в мире. Также  можно описать ценность как силу, действующую в глубинах коллективного бессознательного.
Один из способов определить ценности таким образом — описать их через архетипы. Потому что иногда ценность, когда она нам является, когда заявляет себя в нашей жизни, может иметь силу богов и героев, мифа и стихии. Сила ценности идет из трансперсонального, «более-чем-личность» характера этих ценностей. Подобные модели описания принадлежат, скорее, пост-юнгианской психологии и в утрированном виде встречаются в обиходе эзотериков.
Конечно, можно и нужно смотреть на ценности иначе: через эмоционально значимые события и впечатления, которые, как услужливо подсказывает язык, впечатывают ценность в структуру личности. Понимая и принимая то, что с рациональной точки зрения есть пара десятков объяснений происхождения человеческих ценностей, я отношусь к рациональным моделям, как к тем самым воздушным шарикам из анекдота: вроде как настоящие, но не радуют. А что такое — настоящие воздушные шарики?
Я хочу посмотреть на этот способ соотнесения ценностями на самом близком для себя примере — на примере Танца.
Когда я пытаюсь осмыслить, что происходит в пространстве танца, что создает это совершенно особое состояние значимости, изменчивости и цельности происходящего, то понимаю и чувствую, что есть сила, которая просто приходит, приходит из-за пределов личности. Сила своевольная и капризная, щедрая и могущественная — назовем ее высокопарно — «духом танца».
Я могу сделать все, что о меня зависит, но танец не придет. Я могу потерять контакт с ним и брести сквозь темную ночь души, бормоча: Зачем ты меня оставил? Он может придти неожиданно на разминке, привлеченный звуками классной музыки и сила танца собирает и увлекает всего меня в удивительное путешествие за пределами того, чем я являюсь. Когда танец пришел, время исчезает, а пространство становится удивительно соразмерным человеческому телу. У танца нет пола, но есть радость разнообразия. В общем, становится понятно, что язык поэзии и псалмов, а не статей и заметок кандидата психологических наук является адекватным описанием этого опыта. 
 Почему понадобилось персонифицировать этот опыт, описывать танец как отдельное существо? Потому что тогда описание становится внутренне точнее. Потому что оказывается, что для поддержания контакта нужно посвятить себя этой силе, с радостью приносить ей жертвы и она может ответить. Мы можем заключить договор с этими силами и тогда они входят в нашу жизнь. Тогда я начинаю переживать танец не только как собственное достижение, а как часть больших сил, играющих этим миром, тогда я могу смиренно сдаваться ему или настойчиво добиваться его, тогда я начинаю чувствовать его живым. Живым существом.
Это, конечно, всего лишь одна из моделей, с которой нужно обращаться очень аккуратно, иначе дурная бесконечность пустого воображения займет место живой и беспощадной реальности человеческого мира. Но в своих границах применения эта модель работает.
И в заключение я хочу еще раз напомнить, что любая практика, не только танец, воплощает ценности. Не только вербальным содержанием, но и самой структурой, устройством, качеством действия. Ценности определяют выборы. Выборы определяют действия. Действия в мире.
PS И только для самых внимательных  интересующихся: еще один небольшой подарок — дополнительная скидка (4000 р.) на терапевтическую программу “Цели, ценности и целое”. Вместо 36000 р. вы сможете получить эти четыре месяца занятий за 32000 р. Скидка по тайному коду ny2017present действует при заявке и предоплате до 7 января 2017 г.