Путешествие в Области Тьмы. Александр Гиршон

Путешествие в Области Тьмы. Александр Гиршон

VQ3vcfnqotc

В течение последних 10 лет я регулярно провожу танцевально-психологические тренинги, посвященные встрече с Тенью, лучшему пониманию своих отношений с ней, возвращению тех частей себя, которые находились в Тени, но могут быть полезны в жизни, нахождению новых способов взаимодействия с непростыми жизненными ситуациями. Этот тренинг так и называется «Танец с Тенью», потому что танцем мы называем любой многомерный и неоднозначный, разворачивающийся во времени процесс взаимодействия различных сил в мире. Процесс, в котором можно увидеть особую красоту. Процесс, в котором любое явление может стать партнером по танцу. Не врагом или сотрудником, не объектом воздействия или поклонения, а именно партнером. Процесс, в котором нет заранее заданного и правильного результата. 

Один из способов исследовать Тень — это внимательное  изучение и честная проверка областей жизни, где ее легче всего обнаружить. Эта статья посвящена нашим отношениям с Областями Тени, теми контекстами жизни, в которых мы встречаем много неясности, бессознательности, странных желаний и поступков. Сергей Всехсвятский выделяет несколько таких зон: власть (ранг), сексуальность, агрессия, деньги, грязь, обман (предательство), безумие и уродство. Я бы добавил сюда еще старение и смерть. Это зоны, в которых много предрассудков, условностей, стереотипов, напряжения, неясностей. Области, где Тень чувствует себя в своей силе. И неплохо сделать так, чтобы она поделилась этой силой. 
Дополнительное измерение появилось как еще одна рабочая модель или карта, которая позволяет не упустить ничего существенного. Мы уже знаем, что Тень мастерски ускользает от пристального взгляда, от света осознания, легко растворяется и запутывает, поэтому нам понадобилась тройное видение на одно и тоже, модель с тремя измерениями. Каждая из этих областей тьмы таит сокровища и боль, вызовы и озарения. Возможно, именно сейчас вы не готовы встречаться в какими-то переживаниями в одной из этих областей, поскольку они связаны с большой болью. Это нормально, вы можете выбирать — в какую из областей Тени вы готовы направиться. Вы можете регулировать свои отношения, свою внутреннюю дистанцию с каждой из них. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь, возможно, вам нужна помощь профессионала или поддержка группы.
Shadow-dance-1
Одна из сложных задач: как сделать работу с тенью безопасной и эффективной, честно встретиться со сложностями, болью и соблазнами теневых импульсов и удержать сильную позицию Эго, сохранить свет осознания. Методическое решение данной сложности в практической  работе: короткие процессы и большее внимание к осознаванию и уровню внутренних ресурсов. В контексте книги, к контексте интеллектуального и эмоционального понимания, нам будет также важна достаточная открытость — готовность принимать новую информацию, честно всматриваться и вчувствоваться в основание своих суждений. Очень легко отвести взгляд, перестать направлять усилия, но реальная работа происходит, когда я остаюсь в вызовом и вопросами, остаюсь вниманием и чувствами, прохожу этот путь. В христианской мифологии это путешествие выражено в образе Христа, прошедшего через Ад.
 
Я опираюсь на то, что стоит найти простые и ясные основы в каждой запутанной и мифологической теме. Этот подход хорошо работает, например, в такой неоднозначной теме как эмоции. Если мы выделим базовые эмоции и их эволюционный смысл, то можно научиться распознавать основные тона и эмоциональные драйвы в разных и неоднозначных ситуациях. Тем самым я могу лучше понимать свои потребности и находить пути их удовлетворения. Что, если в этих теневых областях также можно найти базовые темы, те самые ноты, многоголосие которых создает специфику той или иной темы? 
Я буду опираться отчасти на некоторые исследования в современной психологии, а отчасти на опыт работы с этими темами на тренингах и в индивидуальной терапии. Еще раз оговорюсь, что это рабочие модели и описание некоторых наработок. Я не претендую ни на всеохватность, ни на всепроникающую прозорливость, потому что каждой из предложенных тем или областей Тени можно посвятить не одну книгу. В рамках нашего исследования мы лишь слегка прикоснемся к ним, но прикоснемся достаточно, чтобы обнаружить глубинную динамику и неоднозначность в каждой из этих зон. Эта глава —  приглашение к вашему собственному исследованию этих тем, исследованию особенностей вашей Тени. 
inner critic1
Власть
Мало кто может откровенно признаться, что ему нравится власть, что он испытывает особое удовольствие от контроля на действиями других людей, от подчинения и повиновения. Особенно в России с ее катастрофическим расколом между властными институтами и народной массой. Власть с функциональной стороны можно описать как соединение контроля над ресурсами и ранга (позиции в иерархии).  Этология, наука о поведении животных, в последние 30 лет обеспечила множество аналогий и озарений в понимании динамики иерархии доминирования не только у животных, но и у людей. Рассуждения об альфа и бета самцах и так далее стали достаточно общим местом. Постмодернистская антропология говорит нам, что структурами власти пронизаны практически все области человеческой жизни и, по-моему, исключительно полезно давать себе отчет о вовлеченности в этот танец власти. Власти в семье и на работе, в дружеских компаниях и профессиональных сообществах, отношениях профессионалов и клиентов. Одна из базовая ценность современного цивилизованного постгуманистического общества — равенство — часто входит в противоречие с примативным наследием стайного поведения. 
Для регуляции стихийной борьбы за власть за последние сотни лет европейская цивилизация выработала несколько работающих механизмов: соблюдение законов и смена людей у власти. Предыдущие механизмы были… ммм… более кровавыми. Власть из сакрального института стала одной из областей хозяйствования. Современная властная структура сейчас — это выбранный на определенной время толковый менеджер. Все остальные варианты будут нести на себе следы предыдущих моделей власти, утверждающих неравенство и незыблемость иерархий. Силовая борьба за власть для современного европейца —  удел маргиналов. Внутри же нас этот слой цивилизационных нововведений непростительно тонок, а под ним рабы и тираны, жестокие властители и бунтующие соперники продолжают свою бесконечную драму.
Исследуя отношения с переживанием властности, доминированием и подчинением, мы с коллегами быстро поняли: в контексте психологической работы оказывается важным то, что любые отношения власти — это отношения зависимости, взаимной зависимости в танцующих парах и группах тиранов/рабов. Раб не может появиться без тирана, тиран — без раба.  Именно эта пара кроется в тени власти. Мы одновременно несем в себе, в бессознательном обе эти тенденции, обе эти фигуры. Мы не можем выйти из тесных объятий Господина и Раба. Они будут продолжать свое танго на ножах. Мы можем больше замечать этот танец. Больше реализовывать его во внутреннем пространстве, выпуская наружу то, что уместно и функционально.
 
Когда мы обнаруживаем отношения со-зависимости и вытаскиваем внутренних Тиранов и Рабов, признаем их в качестве фигур внутреннего мира, именно тогда появляется возможность изменить форму движения, позицию и общее видение ситуации. Или не менять. И то, о чем я много читал, но что в пространстве тренинга можно было буквально «пощупать»: вне простой и эффективной функциональности, вне глубокой миссии власть может быть только разрушительной. Любое привнесение личных слабостей и предпочтений будет превращать механизм власти из средства управления в средство подавления. Человек не может существовать вне личных предпочтений и слабостей, поэтому важна сменяемость власти. В психологическом смысле нам важно периодически устраивать “внутренние выборы” — пересмотр структуры ценностей.
 
Если мы не можем избежать влияния неустойчивой эмоциональности, бессознательных фигур, то решением может быть  выделение для них специального пространства: особых, игровых зон жизни, где Тираны и Рабы могут «оттянуться во весь рост”, где внутренняя динамика становится ясна и бессознательное напряжение может разрядиться. Недаром в карнавальной культуре былро важно, чтобы властители переставали управлять на несколько дней, а во главе города на время карнавала вставал шут или дурак. Это могут быть ролевые игры в сообществе или в паре, в театральной игре, в искусстве. И фигура Шута помогает нейтрализовать пафос и напряжение этой игры власти.
Важно иногда выходить за пределы дискурса власти, поддерживая внутреннее равенство себя и мира. Равенство как процесс, в котором будет место и крайним точкам — младенческой позиции властелина мира, смиренного признания своей незначительности и скольжение в этом танце. “…действие малозначительно,/Но всегда что-то значит./История может быть рабством,/История может быть освобожденьем” (Т.С.Элиот).  
Что важно в теме власти в контексте отношений с Тенью?
1. Избегание внимания к вопросам власти активизирует бессознательную пару Тиран/Раб со всей динамикой узурпации власти и хаоса бунта.
2. Вопросы управления ресурсами и решения важно решать сознательно и максимально функционально, оставляя эмоциональную динамику власти в поле игры, юмора и ролевых игр.
 
Исследуйте эту тему: Когда и где в отношениях с близкими, друзьями, коллегами и клиентами проявляется Тень Власти? В каких спорах? В каких решениях и отказах от решений? 
Были ли для вас привлекательны фигуры властителей в литературе, кино или живописи? А фигуры побежденных или угнетенных?
 
Упражнение
Попробуйте такой мысленный эксперимент: 
Представьте, что вам будут поклоняться, причем в буквальном смысле, то есть становиться перед вами на колени, все люди, которых вы знаете? Что вы почувствуете? 
Представьте, что вам нужно поклониться каждому человеку в вашем окружении? Кому легко это сделать? Кому трудно? Как вы объясняете себе эти действия? Что вы чувствуете?
 
Еще одна тема, возникающая внутри этой области — тема границ. Установление границ и правил — так люди находят способ совладать с инстинктивной и иррациональными силами, такими как власть и агрессия. Проблема в том, что в законах и границах как таковых нет жизненной силы, а во власти и, например, агрессии — она есть. Поэтому этот танец никогда не кончается. 
51b41f10eddb770060
Агрессия
С агрессией как и с многими другими “большими” явлениями не может быть окончательной ясности. В первую очередь, потому что мы понимает ее по-разному. Мы можем видеть в агрессии нарушение норм или выражение инстинктов, проявление гнева и злости или намеренное причинение вреда. Ясно, что это все взаимосвязанные стороны одного процесса, но область оказывается сложной и запутанной. Может быть агрессия доброкачественная (инструментальная по Э.Фромму) и деструктивная. Когда в агрессии есть здоровое живое начало? Какой агрессии я боюсь в себе и других? Какая агрессия неизбежна в жизни?
 
Тень появляется, когда правила и законы перестают соответствовать жизненной правде, когда представление о себе становится узким и лишенным правды. Тень — всегда про разрушение. Если не происходит разрушения представлений о себе, то может быть разрушено что-то другое — отношения, благополучие, спокойствие. Разрушение — часть естественного спектра жизни. В индуистской традиции троица верховных богов как раз представления силами созидания (Брахма), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива). 
 
Танцующий Шива, разрушающий и создающий миры, — непростой, но интересный образ для внутренней реальности, образ, позволяющий принимать разрушение как часть большого цикла жизни. Принимать не только рационально, на уровне понимания, но через переживание образов, эмоциональное включение, изменение рисунка ощущений тела. Более простыми теневыми образами, связанными с агрессией, могут быть как насильник или жестокий мазохист, так и трус или жертва. Фигурой Яркой Тени может быть борец за правду, благородный воин, которых мы также избегаем замечать и признавать в себе, не проявлять в жизни. В конечном итоге вопрос об агрессии — это вопрос о проявлении силы. Собственной силы и силы, большей, чем “Я”.
 Чему служит сила, проявляющая себя через агрессию? Она может служить очень разным целям. Она может скрывать страх. Она может скрывать боль. Она может утверждать власть. Она может защищать ценности. Она может расчищать жизненное пространство и двигать вперед, за пределы наличной ситуации.
Несколько важных шагов в работе с агрессией:
1. Признание и присвоение себе агрессии. Ее может быть немного, она может проявляться время от времени, но она неизбежно присутствует в вашей жизни. Увидеть эту динамику в отношениях с близкими и посторонними, в отношениях с подчиненными и власть имущими, в отношениях с теми, кто с вами не согласен и с кем несогласны вы, — важный шаг.
2. Переживание агрессии как силы. Эта работа легче всего проходит через тело, но для освоения здесь нужна работа с профессионалом — тренером или терапевтом. В итоге эту силу вы сможете напрявлять. Вы сможете с ней договариваться.
3. Прояснение намерения. Когда я переживаю агрессию как силу, а не просто увлечен ею, я могу вернуться к началу этого импульса и честно ответить себе на вопрос: Куда меня ведет это проявление и куда я могу придти и куд я хочу придти на самом деле?
 
Упражнение
Вспомните, когда вы последний раз злились и проявляли агрессию. Если вам сложно вспомнить свое проявление, вспомните других людей, чье проявление агрессии вы наблюдали. Примерьте их состояние на себя. Сосредоточтесь на объекте агрессии и в этот момент переведите внимание на ощущения тела. Может быть вы отметите напряжение в кулаках или руках, сжатую челюсть идли сощуренные глаза, учащенное дыхание или наклон тела вперед. Когда вы ощутите рисунок напряжений в теле, совсем чуть-чуть расслабьтесь, не сбрасывайте полностью напряжение. Слегка замедлите дыхание. попробуйте пережить агрессию как силу, наполняющую ваше тело. Оставайтесь с ощущением силы, которую вы можете выпустит, а можете и не выпускать, можете перенаправить.
 
В работе с агрессией есть два типа задач. Для одних людей сложно признание и выражение агрессии, им стоит больше работать с разрешением активного, проявленного, яркого и сильного выражения себя. Для других задачей может быть больший контроль агрессивных импульсов. Им стоит работать с замедлением и расслаблением. В работе с агрессией, как одной из красок Сильной Тени нужно много уделять внимания границам. Эта Тень любит вырываться на волю, особенно в случае, когда она была долго подавлена. Помните, что из Тени нужно брать силу, но не форму!
 
Важно разрывать эмоциональные “сцепки”, связанные с агрессией. Например, когда выражение агрессии чередуется с чувством вины, и эти переживания оказываются закольцованы, сцеплены друг с другом. Мы оказываемся в эмоциональной колее, ведущей нас по кругу из агрессии к вину, и в агрессию, и в вину, и в агрессию, и в вину и т.д.
 
Важно понимать, что кроме личной агрессии есть большая коллективная Тень, связанная с этой силой. Огромное количество непризнанной внутренней силы становится немотивированными актами насилия. Важно признавать и замечать эту часть Тени в себе и других. Иногда, проезжая по улицам Москвы, я начинаю замечать, как накапливается напряжение, переходящее в желание что-то убрать. Я понимаю, что при этом в моей личной жизни нет особых причин для этого импульса. Это импульс идет из пространства, через тех, людей, которых я вижу, через поведение людей в машинах и на улицах. К счастью, это не всегда так, но важно иметь для себя “чистое пространство”, места, где вы можете больше быть самим собой. и важны практики «эмоционального очищения». Катарсический, экстатический танец может быть такой практикой.
sex-sexuality

Сексуальность

«…между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» (Гесиод)

Интересно, что чаще всего вопросы в области сексуальности, с которыми люди работают в терапии, — это не вопросы сексуальности как таковой, а вопросы отношений: Когда и почему я воспринимаю партнера как объект? Когда я боюсь проявиться честно и ярко? Когда и где я боюсь, что партнер причинит боль? Что создает пространство безопасности в паре, где я могу раскрыться на всех уровнях? Как соотносятся близость и уязвимость?
 
Опыт сексуальной близости и счастья великолепен, но когда фейерверк закончен, мы по-прежнему имеем дело со всеми эмоциональными, психологическими и культурными сложностями двух индивидуумов. Сексуальность в итоге становится вопросом того, как я получаю и даю внимание, в том числе специфически окрашенное внимание, значимому Другому.
Привлекательность — это про привлечение внимания, а не только влечение. Это вопрос того, как сочетаются моя импульсивность и забота о других. 
У современных людей не очень немного “природной” сексуальности, она почти вся опосредуется социумом и культурой, и сложность состоит в том, что у нас внутри несколько разных, противоречащих друг другу взглядов на нее. И неизбежно часть Эроса оказывается в тени. Путешествие к теневой стороне Эроса может быть очень “ ряжено» эмоционально. Здесь мы встречаемся с тем, что физическая близость не может быть “только” физической, если мы стремимся к цельности. Мы можем встретиться с уязвимостью и стыдом, отсутствием языка и странными ожиданиями от себя самих и партнеров.  
Примечание: Это упражнение лучше делать, когда вы знаете, что способны в целом принимать себя, когда вопрос с самооценкой не стоит слишком болезненно. Помните, что вы всегда можете остановиться и упростить себе задачу.
 
Упражнение 
В одиночестве, когда точно никто не будет вам мешать, разденьтесь догола и встаньте перед большим зеркалом. Не разглядывайте себя, пусть будет небольшой скользящий взгляд. закройте глаза и найдите комфортную позу стоя, устойчивую, достаточно расслабленную. Чувствуйте ощущения тела, как они есть. Дышите.
Вновь откройте глаза, посмотрите на свое изображение и заметьте, как и когда появляются мысли о том, как вы выглядите и как они начинают влиять на вашу позу и самоощущение. Вновь закройте глаза и вернитесь к ощущению тела. Вы можете прикоснуться к себе в любом месте, к которому вам комфортно прикоснуться и прислушаться к ощущениям этого прикосновения. Можете повторять этот цикл столько раз, сколько вам интересно и комфортно. Основная цель: не быть обусловленным только представлениями о теле и, соответственно сексуальности, а больше прислушиваться к себе и моменту “здесь и сейчас”.
 
Теневая сторона сексуальности появляется, когда есть жесткие правила регулирующие эту область человеческой жизни. Ключевое слово здесь “жесткие”, а не “правила”. Захватывающая сила человеческой сексуальности может восприниматься опасной, неуправляемой, разрушающей. И она реально может стать таковой. Эрос — безличная сила. Если человек ощущает себя жертвой или игрушкой Эроса, он либо смиряется с этим, либо пытается с разной степенью успешности жестко контролировать ее. Так появляются понятия “распущенности» или «нравственной чистоты”. Если же мы существуем как человеческие существа со всеми чувствами, всем собой в отношениях, то сексуальность — еще одно пространство, где разворачивает наш танец.
 
Шлюхи и соблазнители, скопцы и святые, прелюбодеи и жрицы любви — такие образы населяют темное и жаркое пространство человеческой сексуальности. Иногда мне кажется, что многочисленные сложности в этой зоне связаны с потерей священности Эроса. Если мы признаем только эволюционные корни и паттерны человеческой сексуальности, брачные игры одного из живых существ на земле, похоже, мы все же что-то будем упускать в понимании человеческой природы. Кен Уилбер говорит о том, что “малый секс” возвращает нас к «Большому сексу» — блаженному возбуждению, охватывающему все тело, вместе со всеми возникающими явлениями — не только с отдельным партнером, но и со всей вселенной, mystico unio. 
 
Часть теневых фигур , влияющих на нас в этой области, мы унаследовали от предыдущих поколений, часть появляется как следствие попыток найти безопасные способы выражения собственной сексуальности. Как и любые теневые фигуры, они могут стать возможностью или опасностью. Как и с любыми другими теневыми фигурами нам важно не потерять более широкое видение своей жизни и партнеров в ней, так и ощущение подвижности в этой зоне, танца. Открытое исследование природы своей сексуальности, возможности ее выражения будет включать в себя изменение представлений о себе на физическом, эмоциональном, когнитивном и духовном уровнях.
 
Поскольку часто исследование сексуальности приводит нас к встрече с болезненными переживаниями, важно обеспечить достаточный уровень безопасности. Если у вас были травмирующие переживания в этой сфере, то, возможно, вам нужна будет помощь профессионала, которому вы доверяете. Принцип «движения маленькими шагами” тоже помогает. Вам не нужно спешить в этом танце с Эросом. Растягивайте знакомство с разными сторонами Эроса — дикостью и изощренностью, юмором и пафосом, глубиной и простотой. Ваши отношения с Эросом будут меняться и от вас зависит качество этого танца, и пусть он не соответствует каким-то чужим представления, о том, как правильно реализовывать свои отношения с партнерами, пусть он просто будет вашим.
 
Упражнение
Некоторое время под чувственную музыку двигайте бедрами и тазом из стороны в сторону, вперед и назад, достаточно активно. Приоткройте рот, чтобы дышать свободно. Закройте глаза, если вам так комфортно. Можете ли двигаться с удовольствием, достаточно расслабленно и чувственно, не останавливая и не перекрывая поток движения.
Представьте, что вас сейчас увидят ваши близкие или знакомые. Что вы почувствуете? Остановитесь, отпустите лишнее напряжение, а затем продолжите это же упражнение, выбирая те образы людей из вашего окружения, рядом с которыми вы можете комфортно выражать свою сексуальность. Останавливайтесь, делайте несколько глубоких, расслабленных выдохов каждый раз, когда почувствуете, что напрягаетесь и “зажимаетесь”.shadow_banking_money
Деньги
Паразительно, насколько много детского материала в теневых чувствах и импульсах, связанных с деньгами! Естественно в советском детстве отношения с деньгами были весьма специфичны. Переживания нехватки, недостойности, не-владения деньгами таятся в углах коллективного пост-советского бессознательного и, как и многое другое, требуют мягкого, но настойчивого вытаскивания на середину танцевального зала. Как и остальные аспекты тени они нуждаются в приглашения и объятии. Тогда они теряют свою тайную силу. 
 
Кто скажет, где пролегает граница между жадностью и бережливостью? Между расточительством и щедростью? Нежелание смотреть внимательно на свои эмоциональные отношения с деньгами и реальное финансовое поведение может говорить о сильной теневой динамике. Рационально понятно, что деньги — это средство обмена и они требуют учета, контроля и баланса, но эмоциональная сторона этого же обмена вытаскивает вопросы ценностей и свободы. Что имеет ценность? Как и чем я плачу за свою свободу?
В контексте работы с Тенью важно обнаружить страхи и малосознаваемые представления о деньгах и моих отношениях с ними. И тогда на сцене теневого театра появятся бездомный нищий и скупой рыцарь, дитя-попрошайка и вульгарный обитатель Нуворишского шоссе; потерянные вместе с кошельком совесть и достоинство или лохмотья благородной бедности… Деньги с эмоциональной и образной стороны — просто еще один источник энергии, которую я могу распределять и направлять. Это вопрос управления ресурсами и баланса «давать-брать» в отношении ресурсов.
 В моей работе терапевта часто оказывается, что рационально понимая ценность собственных усилий и времени, люди испытываю неудобство и стыд, когда им нужно просить или просто заявлять о цене своих услуг. Они могут испытывать одновременно зависть и гнев по отношению к коллегам, которые преуспели в своем продвижении на рынке. Постепенно осваивая эту зону, принимая части своей истории и свои чувства, тренирую навыки отдавания и принятия, играя с возможностями, мы находим все больше выборов в области, где раньше чувствовали неудобство и ограниченность.
Для того, чтобы бесстрашно встречаться с теневыми образами из этой зоны, нужно иметь ясное представление о своих собственных ценностях, о том, что для меня важно и ценно в целом. Потому что деньги не могут быть самостоятельной ценностью, они только средство, но они могу проявлять наши приоритеты. Если я знаю ясно свои ценности появляется почва, опираясь на которую, можно доставать эти образы из тумана бессознательного, принимать их и замечать здоровые импульсы, стоящие за каждым из них и определять способ и форму реализации каждого из них.  
Упражнение
В безопасной обстановке, так чтобы никто не помешал и не услышал вас, найдите несколько фраз или устойчивых выражений о деньгах, богатстве или бедности, а) которые говорили ваши родители и другие значимые люди, б) которые вы сами произносили или произносите машинально, в) которые вызывают неприятие или другой эмоционально заряженный отклик. Например, «друзья друзьями, а денежки врозь”, или «копейка рубль бережет”, или «деньги — это зло».
Попробуйте произнести их вслух, достаточно громко. Прислушайтесь к отклику в теле и эмоциях на эти выражения. Произносите их какое-то время, меня интонации, скорость и высоту голоса. Замечайте, какая фраза сейчас вызывает наибольший отклик. Представьте, кто мог бы произнести такую фразу: какая фигура, персонаж или образ? 
Какая здоровая идея стоит за каждым таким выражением? Например,  фраза «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем” от Маркса и Остапа Бендера может говорить о важности прояснения ценностей в больших бизнес-проектах.Self-knowledge-M.C.-Escher-Encounter
Обман (предательство)
Эта область представляет собой густо населенное место: от everybody lies доктора Хауса до отвратительной трагичности Иуды, предавшего Христа и обреченного на вечные муки. В чем разница между небольшой ложью во спасение и непростительным вероломством? Не лежит ли в основе один и тот же импульс? Появляется ли липкая ложь из того же источника, что и упоительные мечты и восхитительные фантазии? Что можно назвать предательством, а что обманутыми неоправданными ожиданиями? 
Главная сложность обмана — исчезновение доверия, разрушенный мост между нами. Каждый обман, кажется, сохраняет меня и разрушает мосты к Другому. Можно ли навести их вновь? От чего зависит размер кредита доверия в конкретных отношениях? 
Несмотря на кажущуюся очевидность отношения к обману, внимательное рассмотрение показывает целый спектр различных возможностей. Я не имею ввиду оправдание обмана или предательства, я имею ввиду более точное определение того, что именно для меня является границей, за которой разрыв контакта неизбежен. Я имею ввиду присвоение проекций, когда мы очень возмущены тем, на что готовы и способны сами. Я имею ввиду ясное различение фантазии, изобретательности и изворотливости от вероломства и бегства от ответственности.
Вглядываясь в эту область тьмы мы вновь можем лучше осознать, что именно для нас ценно, какие слабости есть смысл признать у себя, а также найти сокровища через образы, например, Великого Комбинатора или «слуги двух господ». 
Отправляясь в исследование этой зоны, мы вновь встречаемся с эмоциональными маркерами тени — страхом и стыдом. Страх последствий или изменения отношения, стыд, рождающийся из несоответствия представления о себе и реальных мотивов и поступков… Возможно, настолько невыносимо жить в доме с постоянно рушащимися стенами — в той картине мира, где у “Я” нет определенности и четкости, в мире постоянно меняющегося “Я”, — что мы стараемся нарисовать фасад, поддерживаем потемкинскую деревню собственной идентичности. Динамическая концепция личности, в которой выборы определяются и личной историей и средой и степенью самоосознания, в которой “Я” — скорее процесс, чем набор черт, характеристик, заданных определений, больше соответствует исследованиям современной психологии.
 
Вглядывайтесь в тьму собственного обмана, признавайте его для себя, направляйте эту возможность человеческого сознания создавать новые миры на формирование невиданного будущего, а не на поддержание рушащегося настоящего. Это выбор.
dirty-festival-3
Грязь 
Ощущение грязи представляет собой еще один пример метафоры, глубокой связи между двумя смысловыми рядами. Физическая грязь и моральная взимосвязаны, но эта связь закреплена в нас бессознательно. Понятны эволюционные корни этого отторжения: животные должны избегать гнилой и некачественной пищи и среды. Понятные разумные человеческие причины этого отторжения: похоже, что гигиена сделала больше для спасения человеческой жизни, чем многие достижения медицины.  
Хотя некоторые антропологи считают, что человеку стремление к чистоте не свойственно. Мало того, некоторое количество грязи, оседающее на его коже естественным путем, является одним из защитных механизмов. В ходе эволюции человек преобразовал свое тело так, чтобы грязь на коже защищала его от насекомых, мелких царапин и даже прямых солнечных лучей. А жир в волосах – от различных кровососущих паразитов, в сочетании с налипшей на него грязью (вспомните классические дреды, являвшиеся когда-то нормальной прической всех первобытных людей) даже и от ударов.
Потому иногда считается, что мозофобия, патологическая боязнь грязи, является классическим социальным недугом, базирующимся на мысли о том, что нечистоплотность является ничем иным, как доказательством твоей принадлежности к самым низшим классам или рабочим специальностям. 
Страх грязи может ассоцииироваться со страхом крови и ран. Помню, что в подростковом возрасте я, как обычный подросток из интеллигентной семьи, практически не мог выносить вида ран и только присутствие и участие в родах моих детей исцелило меня от этого. Соотнесенность и одновременно различие моральной и физической грязи может быть использования в работе с тенью. В случае, физической грязи большая терпимость к ней может помочь в экстремальных условиях.  
Другая сторона “грязи” возвращает нас к теме ценностей и выборов, к чувствам отвращения и презрения или вины и стыда. “Грязные деньги” — это деньги отмываемые мафиозными структурами, деньги образующие “теневую” экономику. Термин “эффект грязных рук” используется в политической этике, когда, например, политический деятель отдает приказ о пытке руководителя партизанского движения для того, чтобы выяснить, где находятся заложенные в городе взрывные устройства с часовым механизмом. Готовность политика выполнить более сильную обязанность в этих случаях, по мнению М. Уолцера, является первым признаком его пригодности к осуществлению своих функций, способность испытывать вину вследствие ее выполнения и выстраивать на основе этой вины свою последующую деятельность — вторым. Есть несколько этических задач, в которых нельзя найти единственного правильного решения. 
Грязь как одна из областей тени может быть близка к сексуальности или обману или другим зонам. Это зависит от особенностей субкультуры и личной истории. Можете ли вы вспомнить, какие именно поступки и действия вызывают у вас ощущение “испачканности”? Отводите ли вы глаза при виде ран? Насколько для вас переносим вид помоек или заброшенных зданий? Работа с Тенью в этой области, проверка границ выносимости и терпимости нужна не для оправдания морального релятивизма, а для признания вашей свободы, то есть ответственности ваших выборов. Как и любое расширение границ, контакт с грязью, если он безопасен, может дать приток энергии и ощущение освобождения. 
Упражнение:
Выберите не слишком отталкивающую природную грязь, кусок размытой почвы, например. Поробуйте внимательно рассмотреть его, различить фактуру, текстуру, оттенки цвета. Если возможно, прикоснитесь. Если отвращение будет слишком сильным, выберите приемлемую дистанцию и количество времени. Правда, часто оказывается, что в природной грязи при внимательном рассмотрении мало что реально отвратительно.
De_Alice's_Abenteuer_im_Wunderland_Carroll_pic_27Безумие
Выход за границы обыденного, привычного, общепринятого, потеря здравого смысла, потеря контакта с реальностью, как ее понимают другие…
Романтическая привлекательность безумия имеет мало общего с тоскливой тяжестью реального безумия. Пушкин писал именно об этом:
«Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,

Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверька
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков».
 
Давайте на время оставим трудную судьбу людей с психиатрическими болезнями и посмотрим на “образ безумия”, одновременно пугающий и манящий. 
Откуда берется романтическая привлекательность безумия? Естественно из зарегулированности социальной жизни. Когда слишком большое количество импульсов табуируется, когда нагрузка ответственности становится невыносимой, когда жизнь уходи из того, что считается нормальным, безумие кажется выходом. 
Когда безумие становится привлекательным или слишком пугающим, возможно, стоит провести ревизию “нормы” в своей жизни. Особенность современного этапа развития цивилизации состоит еще в том, что во многих ситуациях нет единого понятия “нормы”. Оно может различаться в разных культурах и сообществах. Поэтому то, что кажется одним безумием, для других — совершенная норма. Естественно, есть законы и наказание за их нарушение. Но еще есть большая зона разнообразия, куда чаще всего не ступает нога “нормального” человека.
Итак, безумие — это про безнаказанный, безответственный выход за пределы своих и чужих норм. Возможность вывернуть мир наизнанку и внести вкус иного в повседневную реальность.  В традиционных культурах существовало понятие «священного безумия» — когда, выходя за пределы нормы, человек оказывался в контатке с силами, почитаемыми как священные. Институт шутов в Европе и юродивых на Руси — еще один пример того, как видимое безумие становилось полезным для сохранения честности и искренности в ситуациях, когда правили страх, ложи и правила приличия. 
 
Упражнение:
Представьте самый глупый и нелепый поступок, который вы можете сделать. Какую норму вы при этом нарушаете? Почему может быть важно пересмотреть норму в этом месте?
 
Фигура Шута или Дурака из Арканов Таро представляет собой образ интегрированного безумия. Легкий привкус сумашедшинки может быть очень пикантным дополнением спокойной жизни. Иногда мне кажется, что в современном мире только три вещи способны сохранить людей вместе — стремление к развитию, ценность семьи и способность к совместному безумию.ugly2
Уродство
Когда я только начал заниматься театром движения, исследовать удивительный мир импровизации и телесности, то стал обращать намного больше внимания на то, как люди движутся. Одним из сильных впечатлений того периода было наблюдение за девочко с ДЦП на приморском пляже. Я стал подстраиваться к ней по движения, к странной ломанной пластике ее тела, и и почувствовал изнутри в этот момент насколько другой она была, как будто я стал иным существом, своего рода инопланетянином на мгновение. В этот самый момент ушли страх и настороженность, неловкость и смущение, я просто стал другим.
 Уродство — еще одна отвергаемая часть жизни. Это отвержение основано на инстинкте. Больные животные не выживают. Чужое — опасно. Встреча с физическим уродством слишком сильно напоминает нам о человеческой уязвимости, чтобы это можно было принять. Возможно, уродство — это крайняя точка переживания себя “не таким”, “неправильным. 
 Границы того, что мы называем уродливым, не стоят на месте, они плавают, размываются, подвержены влиянию. Импульс, устанавливающий эту границу, действует очень быстро, идет из бессознательного,  кажется очевидным. Что если дать себе возможность пересмотреть эти границы? 
Я не могу долго всматриваться в уродство, это слишком невыносимо, но я могу пройти рядом, по касательной. Я могу не отвергать. Я могу принимать нашу уязвимость, становясь более милосердным. Это один из даров этой Области Тьмы — милосердие, превосходящее простые человеческие инстинкты.
Упражнение:
Попробуй какое-то время побыть в роли человека с ограниченными возможностями. Например, привязать одну руку к телу. Подобные практики иногда предлагают людям, работающим с инвалидами. Скажем, провести день в инвалидной коляске. 
old-womanСтарение и смерть
Еще одна тема, в которую трудно всматриваться. Трудно для ума: можно ли только интеллектуально решить вопрос о смысле конечной человеческой жизни? Трудно эмоционально: как выдержать ужас разрушения единственного данной нам в чувствах и ощущениях себя? Эти тема создает базовое, экзистенциальное напряжение человеческой жизни. 
Я посвятил много времени фигуре Смерти в середине 90-х. Одно из пониманий, пришедших тогда: с развитием рациональности был утерян целый культурный пласт «искусства подготовки к смерти», ars moriendi. Как и многие другие задачи, ответственность за качество прохождения этого перехода лежит уже не на традиции, не на социуме, а на самом человеке и ближайшем окружении. Как и во многих областях жизни сейчас, способ перехода и смысл этого перехода — это вопрос выбора. Смерть может быть бессмысленным ужасом или светлыми вратами. Или чем-то еще. Это вопрос поиска смысла, это вопрос, который, на мой взгляд, не решается в обыденном состоянии сознания. 
В современном обществе также существует культ молодости. Культ, созданный рекламой. Поэтому старение воспринимается только как разрушение и лишение. Поэтому существует распространенная инфантильная мечта: Live fast. Die young. Принятие возрастных изменений может произойти естественно, может быть трагично. Но очень часто это зона, куда мы не хотим, не можем смотреть. Сложно принимать такие изменения. Мы смиряемся, потому что бунтовать бессмысленно. Мы сдаемся.  
 Можно ли найти красоту и смысл в старении? Можно ли не бежать никуда от себя всматриваясь в бездну, “откуда ни один не возвращался”? Это опасно, это почти невыносимо. Это реальность человеческого существования.
Для меня совершенно удивительный контакт с феноменами этого пласта человеческого существования дает танец буто. В поисках нового языка танцевального искусства в 60-70 годы ХХ века японцы Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно нашли особую эстетику телесности — противоречивую, одновременно притягивающую и отталкивающую, правдивую и мифологичную, укорененную в глубинах бессознательного и отвечающую на ужасы человеческого существования нашего времени. 
Мы проживаем в течение жизни много маленьких смертей. В буддийской практике иногда каждый цикл вдоха и выдоха воспринимается и проживается как цикл рождения и смерти. Разрушаются дорогие вещи и заканчиваются прекрасные события, уходят близкие и заканчиваются отношения… Кожа старого “Я” незаметно смывается  каждое утро под душем и только через какое-то время замечаешь, что того “Я”, которым я был когда-то уже нет.
Размышления о собственной смертности как предела человеческого не может быть повседневным занятием для человека среди людей. Это действительно трудная ноша для души и тела, но и просто бежать этого вопроса значит избегать принятия себя как смешного и реального человека. Для встречи с реальностью умирания нужны особые условия, нужно особое пространство и особая форма поддержки: церковь или кабинет психотерапевта, экран кинотеатра или танцевальная сцена — где я могу встретиться с этими темами, прожить их и найти свой личный смысл?
Как и почти со всеми сложными и очевидными вещами в наше постмодернистской диффузное время нет окончательных и раз и навсегда данных ответов. Ответы, найденные другими, работают лишь отчасти. Ответы, найденные только интеллектуально, остаются книжными, не имеющими прямого отношения к жизни, проживаемой здесь и сейчас. И самое удивительное, что человек продолжает искать свои решения и ответы и находит разные ответы, разные способы прожить наполненную и счастливую жизнь в условиях полной неопределенности и постоянного присутствия смерти внутри жизни.
keep-calm-and-dance-with-shadowТень может быть нужным и важным партнером, когда наша жизнь становится слишком плоской и одномерной, когда из  нее уходит живое и полнокровное дыхание. Есть смысл разбираться с Тенью, когда вокруг  становится много врагов или угроз, когда в жизни активизируются силы разрушения. Приглашайте Тень на танец, если в вашей жизни слишком много страха и ограничений. И знайте, что она тоже приглашает вас. Регулярно. Через провокации и эмоции, через необходимость делать нравственные выборы, опираясь на внутренние, свои собственные, выбранные вами критерии, а не только на традиции, правили и обычаи. Танец с тенью далеко не всегда прост, но часто увлекателен и полезен. 
 
Я написал эту статью, чтобы поделиться своими наблюдениями и размышлениями, историями и некоторыми упражнениями, моделями и практическими рекомендациями. Для того, чтобы продолжить Танец с Тенью. Для того, чтобы этот танец позволи вашему танцу с жизнью заиграть новыми красками, стать более живым, настоящим, непредсказуемым и наполненным смыслом.