Зависание

У Евгения Гришковца в аудиоверсии спектакля "Как я съел собаку" есть пассаж про ребенка, который зимним утром замирает полуодетый и "так бы и сидел", но голос взрослого вырывает его из этого состояния. Мне очень знакомо оно: я регулярно обнаруживаю себя в некоторой приватной бесконечности, из которой меня вынимает требование реальности.

Одна из тем, с которыми мы работали на тренинге в Тайланде: что такое моменты непродуктивного "зависания"? Что происходит в эти моменты? Насколько это полезно? Нужно ли с этим что-то делать?

Тема появилась, когда участники тренинга работали с заданием по отслеживанию переходов в состояниях между "со мной случается", "я делаю" и "меня движет" (про это различение будет отдельный пост). Зависание обнаружилось как непродуктивное состояние "между": между действиями, между решениями, между определенностями.
Понятно, что оно может быть и достаточно продуктивным трансом, своего рода внутренним переходом, если разрешается в действии, но часто мы встречаемся с непродуктивным зависанием.
Также важно отличать это зависание от шоковой реакции. С шоковым или посттравматичным "ступором" нужно работать немного иначе.

Исследование телесной феноменологии "зависания" обнаружило три ключевых сигнала или симптома:

1. Слабое заземление. Представьте, что область низа живота и таза как бы "отрезаны" или слегка оторваны от земли, подвешены в воздухе. Именно так мир оказывается слегка нереальным и потому ненадежным, тревожащим.
Мне кажется, что часть людей практически все время живет с этим ощущением. Иногда я вижу детей, которые перемещаются только на цыпочках. Мне интересно, как много у них страхов?

2. Прерывистое или поверхностное дыхание. Вспомните моменты, когда в груди что-то раскрывается, когда хочется "дышать полной грудью". Что, если в эти моменты объем вашего дыхания был бы в два раза меньше? Как это меняет переживание события?
Кажется, что в эти моменты дыхание становится более "плоским", теряет свою игру и непрерывность.

3. Несфокусированный взгляд. Точнее, вообще отсутствие ясного фокуса, направленного или распределенного. Это может быть замерший, отсутствующий взгляд, прекращение живой игры мимических мышц, механическое повторение траектории визуального схватывания.
Интересно, что взгляд, ясно направленный на Иное или Другого, возвращает движение собственной субъективности, присутствия.

Эти наблюдения могут давать ключевые точки выхода из ситуации "зависания" (в размышления, действиях, взаимодействиях).
1. Обнаружение заземления, связи с окружающим пространством и безусловной реальностью тела и гравитации.
2. Сознательный контроль дыхания, пусть ненадолго. Например, 20 очищающих дыханий с вдохом через нос и выдохом через рот. Или любой другой паттерн, работающий для вас.
3. Фокусировка взгляда: замечайте, что вы видите и как именно вы переводите взгляд.

Понятно, что это не панацея, а просто ряд ресурсов действия, которые могу помочь в движении туда, куда вам стоит двигаться.
И в целом, это одни из основных тем любой двигательной или телесной работы, но важно понимать, зачем мне с этим работать. Например, чтобы выходить из зависаний. 🙂

Комментарии (13)

Ну, собственно говоря, эти телесные процессы И ЕСТЬ то, что называется зависанием (проживается так). Сознание и тело неразделимы и т.д.
Есть еще эмоциональный аспект, предположительно связанный с базовыми процессами страха/ориентации.

мне просто любопытно почему/как/зачем описанные тобой симптомы, которыя я бы и из личного опыта и шире отнесла бы к признакам травматизации, появляются при переходах между «со мной случается», «я делаю» и «меня движет».

Мне кажется, что не вся жизнь — это травма.:)
Т.е. контекст м.б. шире.

Кроме того, физиологическое замирание может быть предпосылкой для медитативных состояний (по Ханту).

о) я не считаю всю жизнь травмой)))) более того эти состояния мне кажутся важными. и вообще и именно в контекстах перехода. это же как путешествие за ресурсом.

Да, именно переходы! Это была одна из самых важных тем тренинга — переходы, поэтому все такое и повылазило.

Саша, а можешь чуть раскрыть про «…эмоциональный аспект, предположительно связанный с базовыми процессами страха/ориентации.»?

ЗдОрово подмечено про «зависания»,я их отмечала у себя и других как «выпадения из реальности».
И про «продуктивные» и «непродуктивные зависания» есть наблюдения.

Например,непродуктивные зависания в моих случаях связаны с высоким уровнем тревоги,нерешительности,страхами. Как мне думается,это хороший защитный механизм,важно понимать,что он защищает, — тогда появляются возможности работы с ним.

Продуктивные зависания — это,опять же-по моим ощущениям- то,что освобожденные мастера называют состоянием «между выдохом и вдохом» )) Некий трансцендентный опыт,осознавание,погружение. Вот как здесь:
-«Когда я смотрю внутрь себя, я вижу, что я — ничто; это мудрость. Когда я смотрю наружу, я вижу, что я — всё; это любовь.
Между тем и другим течёт моя жизнь.»
— Нисаргадатта Махарадж

Забавно,определить разницу извне сложно. Наблюдая за мастером дзогчен и растерянным ребенком сложно определить разницу)Но и то,и другое можно делать частью процесса АД, и тогда оба этих состояния продуктивны)

Доброго утра и прекрасного дня!)

Еще вспомнила,мой приятель — гештальт-терапевт, называет описанные тобой состояния «промежуточными», и я с ним согласна в той части,где он говорит,что эти состояния сами по себе — нейтральны,они не имеют окраски «продуктивно-непрдуктивно». Окраска появляется,когда вмешивается контроль,и происходит подавление-вытеснение-замещение этого состояния мыслительной жвачкой,образами,фантазиями или навязчивыми действиями.

Вот,пожалуй,это важно.

а эта картинка как-то связана с обложкой аудиодиска Гришковца? что-то у меня она никак не вяжется с текстом, который ей предшествует

Эта картинка никак не связана с гришковцом. Она призвана слегка понизить градус серьезности всего поста, такая визуальная ирония.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*