Выдержка из "диалогов"

Выдержка из "диалогов"

Немного нового в  "Диалогах о движении" (http://girshon.livejournal.com/528182.html):

Q: Здравствуйте, Александр.
Я увидел вашу пост по ссылке bold_crow, и у меня есть очень интересующий меня вопрос. Скажите, что такое танец? Как отличить его от прочих движений? как отличить хороший танец от плохого, если к нему применима эта категория?

Я ничего не читал на эту тему — кроме книжки Бернштейна о ловкости, после которой мне и пришло в голову обо всем этом задуматься всерьез — и не слышал обсуждений, только сам пытался размышлять. Размышлял же я примерно так: если попробовать сравнить танец с другими продолжительными движениям, то первое приходящее в голову отличие — отсутствие у танца какой-то утилитарной цели, как, скажем у бега (хотя бежать можно и без этой цели). Соответственно, для утилитарных движений критерий качества простой — выполнение поставленной цели.

Но мне сразу пришел в голову пример танца с понятной целью: танцы ухаживания у животных. Мне кажется, парные народные танцы, про которые мне хочется, чтобы они подпадали под искомое определение танца, довольно близки к этому. Цель их, я думаю — коммуникация посредством движения с партнером, или с возможными соперниками. Не это ли ключевая вещь? Адресат такой коммуникации может быть, конечно, самым разным — брачный партнер, все племя, божество…

A: Здравствуйте, Вадим!
Вы задаете очень интересные вопросы, на которые, как я понимаю, не может быть простого и законченного ответа. У вас есть действительно важное наблюдение о неутилитарности танца и о коммуникации как главном внутреннем смысле танца.

Рудольф фон Лабан писал, что человек движется:
— чтобы что-то сделать — с практичной и ясной целью;
— чтобы понять — через мысли или опыт;
— для экспрессии — чтобы придать форму чувству;
— в танце — выражая невыразимое.

Но можно задать следующий вопрос — в чем особенность именно этой формы коммуникации?

Она — невербальна, причем она в принципе не может быть переведена на язык слов. Она — телесна, т.е. требует прямого действия, вовлечения. Она — целостна, т.е. задействует тело и эмоции, мысли и дух; может относится к личному, интерсубъективному, социальному.

Все это позволяет выделить особую категорию "танцевальность" — как сложную согласованную процессуальную многоуровневую коммуникацию.

Что же касается хорошего/плохого танца, то важно понимать критерии, шкалы, по которым вы можете назвать что-то хорошим или плохим. В разных контекстах один и то же танец может быть хорошим/плохим/никаким/каким угодно.

Например, детский танец с точки зрения формы может быть беспомощным, а с точки зрения воздействия на заинтересованного зрителя эмоционально сильным. И так далее.

В общем, если вы хотите по-настоящему оценивать танец, вам нужно понимать и контекст и критерии оценки и свои собственные предпочтения. Если у вас нет ресурсов для такой работы, у вас есть просто частное суждение, ни к чему никого не обязывающее.

http://vkontakte.ru/note6649512_11409963

Комментарии (3)

Господи! Как же я соскучилась!

…………………и нет слов…. и нет мыслей… есть чувство… но и оно может быть оформлено… мыслью о… чувством…. А ведь оно невыразимое…. остается только танцевать! Надеюсь на скорую встречу!

Добавить комментарий для pingback_bot Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*