В. С. Рамачандран «Рождение разума»

В. С. Рамачандран «Рождение разума»

Оригинал взят у в В. С. Рамачандран «Рождение разума»

«…Я всей душой согласен с Томасом Генри Хаксли, который ещё в XIX веке, вопреки взглядам епископа Уилберфоса и Бенджамина Дизраэли, сказал, что мы не ангелы, мы всего лишь изощрённые обезьяны. Тем не менее мы не чувствуем себя таковыми – мы считаем себя ангелами, помещенными в тела животных, постоянно стремимся к превосходству, стараемся расправить крылья и улететь. Думается, весьма странно пребывать в таком состоянии».
В. С. Рамачандран

Чудес всё-таки не бывает. В своей книге «Рождение разума» доктор медицины, доктор философии, директор Центра мозга и познания, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета (Сан-Диего), адъюнкт-профессор биологии Солковского института Вилейанур С. Рамачандран предпринимает убедительную попытку раскрыть многие загадки нашего сознания.

Исследуя различные отклонения в деятельности головного мозга многочисленных пациентов, В. С. Рамачандран с научной точки зрения, как учёный-нейрофизиолог, объясняет многие феномены, которые могут стать основой для дальнейших научных достижений в области нейрофизиологии и медицины в целом, психологии, эстетики, философии, лингвистики, биологии, этологии.

Основные выводы по книге В. С. Рамачандрана «Рождение разума»:

1. Фантомные боли у людей, лишившихся той или иной конечности, обусловлены анатомическим строением мозга, и ни в коей мере не могут рассматриваться как упущенное доказательство существования «нетелесной» души. Проводимые опыты убедительно доказывают, что можно избавить многих пациентов от фантомных болей и «заученного паралича» фантомных конечностей.

2. Человек – это безволосый современный примат, который эволюционировал в биологический вид и оказался способным оглянуться назад, чтобы поразмышлять о своем происхождении. К примеру, биологическую связь с другими организмами доказывают три кости из нижних челюстей рептилий, которые эволюционировали у рептилий для жевания и проглатывания пищи, а у млекопитающих трансформировались в одну челюсть и две крошечные кости среднего уха, необходимые для слуха, последние две кости утратили свою первоначальную функцию жевания, присущую рептилиям. Другими словами, если человек не сможет жевать, то он будет продолжать слышать.

3. «Художественные универсалии» – всеобщие принципы, которым вольно или невольно, по мнению В. С Рамачандрана, следует современное искусство. Эти принципы берут своё начало в этологии (науке о поведении животных) и связаны с особенностями зрительного восприятия головного мозга человека. Простой рисунок обнажённой натуры, сделанный Пикассо, Роденом или Климтом, может впечатлять намного сильнее, чем цветная фотография обнаженной красотки. Дело в том, что внимание человека всегда одномоментно, оно не может сосредоточиться сразу на нескольких разных характеристиках, к примеру, на очертаниях девицы, тоне её кожи, цвете волос и других деталях. Вся эта несущественная информация отвлекает внимание, поэтому рисунки художников с акцентом на определенных свойствах натуры выглядят выразительнее, а персонажи карикатур могут быть легче узнаваемы, чем те же персонажи на цветных фотографиях.

4. Человеческий язык зародился в процессе естественного отбора. Эволюция мозга человека шла долго и постепенно, пока не произошел качественный скачок в развитии, видимо, связанный с появлением протоязыка в человеческом племени. Существует и экспериментально доказано синестетическое соответствие между очертаниями зримых объектов и звуковым контуром. При выборе одного возможного названия из двух 95–98 % людей фигуру в виде кляксы с плавными очертаниями назовут «буба», а фигуру в виде осколка стекла с четко очерченными острыми краями назовут «кики». Эта способность мозга делать «опережающий перевод» зрительных образов в слуховые положило начало в развитии языка. Позже в языке, благодаря ангулярной извилине мозга, появляются метафоры («острый сыр», «жизнь тает как свеча», «он слетел со своего поста»).

5. Синтаксис языка эволюционировал из ступенчатого процесса изготовления примитивных орудий труда, то есть первоначально являлся звуковым «синтаксисом операций», переросшим затем в письменный синтаксис различных коммуникаций между людьми. Со временем язык дошел до степени создания абстрактных понятий и размышления человека о самом себе, своём происхождении и своём предназначении. Отличие человека от человекообразной обезьяны обусловлено именно взрывным развитием ангулярной извилины и увеличением височно-теменно-затылочного соединения (ВТЗ-соединения), связанных с развитием языка и абстрактного мышления. Обезьяна не может наделять предметы дополнительными абстрактными свойствами, то есть производить логические и числовые операции «в уме».

6. Человек – существо социальное. Известно, что младенцы неосознанно копируют движения своих родителей. Так же, благодаря наличию в человеческом мозге зеркальных нейронов, стал распространяться примитивный язык. Дети до сих пор копируют движения взрослых, в том числе и по движению губ, соотнося их с произносимыми словами. Таким образом, человеческий язык – свойство приобретённое, а не заложенное в нас свыше. Ребенок обучается именно тому языку (к примеру, русскому), который он слышит с момента рождения вокруг себя. По аналогии возникает вопрос, а не является ли человеческая личность (душа) – совокупностью критериев социального воспитания, нужной лишь затем, чтобы идентифицировать себя в обществе? Другими словами, если душа божественна, то почему младенец не ощущает (не осознаёт) себя (свою душу) сразу после рождения, а взрослый человек обычно не помнит первых лет своей жизни? Может быть, сущность нашего «Я» заключается лишь в эволюции и развитии нашего головного мозга в течение жизни, благодаря приобретаемым навыкам, знаниям, опыту и умениям, а также принятым в обществе моральным устоям?

7. Обладает ли человек свободой воли? И что такое сознание? На эти вопросы в книге прямого ответа нет. Однако эксперимент, в результате которого выяснилось, что осознание решения пошевелить пальцем у человека запаздывает с готовностью это сделать, фиксируемую по приборам в головном мозге раньше на три четверти секунды, заставляет, по крайней мере, задуматься. Другими словами, вы принимаете решение пошевелить пальцем и одновременно начинаете это движение почти на секунду позже (!), чем приборы фиксируют в головном мозге вашу готовность сделать это. Учёный, проводящий эксперимент, знает о вашем желании пошевелить пальцем почти на одну секунду раньше, чем это знаете и делаете вы!
Возможно, что сознание – это наши социальные функции и то, что нас отличает как индивидуумов в обществе. Если ребенок не имеет возможности копировать поведение взрослых и подражать ему, то он существенно отстаёт в развитии и становится во многом асоциален, то есть страдает аутизмом – уходом в свой внутренний мир.

8. Наши чувства могут быть иллюзорны. Попробуйте несколько раз ударить указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки. Тактильные ощущения в пальцах на обеих руках должны быть одинаковыми, благодаря одинаковой силе воздействия, но указательный палец левой руки будет чувствовать эти удары сильнее. И наоборот, произойдет зеркальное отражение, если ударять указательным пальцем левой руки по указательному пальцу правой руки. Так устроен наш мозг.

9. Может ли человек одновременно верить в Бога и быть атеистом? Да, может. В результате эксперимента выяснилось, что левое полушарие одного из пациентов верит в Бога, а правое полушарие сообщило, что он атеист. Однако, как отмечает В. С. Рамачандран, «эта проба на внутреннюю согласованность нуждается в проверке». Тем не менее в реальной жизни можно встретить верующих людей, одновременно следующих мистическим народным приметам или постулатам оккультных учений. Может быть, в этом тоже заключается парадокс эволюционировавшего головного мозга человека?

Комментарии (16)

То, что человек является безволосым современным приматом, развившимся в результате естественного отбора, нисколько не противоречит тому, что человек является ангелом, помещенным в тело животного.

В принципе можно было бы ограничиться одним перечитыванием титулов автора!))
Что еще можно ожидать от столь заматеревшего материалиста?))
И это на фоне огромной массы накопленных наукой знаний о нелокальности сознания, о несводимости его к функциям мозга, о разрывах в эволюционной цепочке, о роли наблюдателя в эксперименте и прочее-прочее-прочее…
В пору отвести книжке место на полке где-нибудь рядом с альбомами о диназаврах;))

Пастернака не читал…

Я не очень люблю критику, которая сразу начинает с личности автора (хотя, конечно, понимание влияния личности и социальной системы, в которую она вовлечена, может быть включено в более полную картину).

Мне кажется, что нейронаука сейчас одно из самых интересных направлений исследований человеческой природы и согласовывать данные последних исследований с транс-рациональным пониманием — тот еще challenge.

Мне представляются интересными выводы Рамачадрана о роли зеркальных нейронов в развитии человеческого сознания. Для меня там есть практическое зерно.

Кроме того, научный дискурс не является претензией на истину в последней инстанции, в отличие о верований и важно с ним разбираться по его внутренним законам.

В общем, слив не засчитан. 🙂

Re: Пастернака не читал…

:)) ничего не имею против личности автора, хотя бы потому, что не знаю его. Я сужу лишь о его взглядах и научном подходе, хоть и на основании этой рецензии, но только в научном же поле.
Любое повествование начинающееся с перечисления регалий автора, кажется мне скучным и вполне предсказуемым. Автор уже в плену своих регалий, он уже вынужден быть последовательным самому себе. К тому же это напоминает, как наши (или не наши?:) еще волосатые предки потрясали ожерельями из клыков саблезубых тигров, дабы придать себе весу или устрашить врага. В этом отношении мы действительно, недалеко ушли))
Вот то ли дело Уилбер! Совершенно ни разу не профессор и совершенно свободен от самого себя:) Написал книгу, изложил теорию, спустя время сам же обнаружил ее неполноту, написал другую, назвал новую теорию Уилбер-2. Дальше 3,4,5, какая сейчас по счету уже не знаю, и никаких проблем! И в научности Уилберу, замечу, не откажешь!
Что по существу книги, то она настолько материальна, что даже не знаю как ее обсуждать. Все равно что дать человеку учебник по электротехнике и предложить самому разобраться в том как работает компьютер. А что? Описание резисторов, транзисторов, конденсаторов есть, чего еще надо?:))
Пассаж про кости из челюсти, вообще очень смешной! Доказывать на этой основе эволюцию человека, все равно что штопать на лоскутном одеяле маленькие дырочки по краям, не замечая огромных дыр в центре)
В общем-то можно придраться к каждому пункту рецензии, а смысл?)
И последнее:
«Кроме того, научный дискурс не является претензией на истину в последней инстанции, в отличие о верований и важно с ним разбираться по его внутренним законам.»

Полностью согласен! Но смотрите, не следует ли из вами сказанного, что научный дискурс сам по себе является обычным верованием? Ни на что не претендует, ничего толком не описывает (как известно целостной теории всего до сих пор нет) и постоянно упирается в собственные ограничения. Так что же это такое? Простое верование и этакое самозамыкание. Есть только то, что познаваемое моим рациональным я, всего остального не знаю и знать не хочу)

Re: Пастернака не читал…

Про регалии: я некоторое время похахатывал над регалиями, пока не понял, что за этим стоит моя персональная теневая динамика, потом я получил некоторое количество регалий и теперь могу иногда похохатывать, а иногда нет. )

Про косточки и эволюцию можно посмотреть и у Уилбера, кстати. Он вполне нормально это обсуждает, не отбрасывая данные ради концепции.

научный/религиозный дискурсы вполне различимы по фальсифицируемости/повторяемости

мне представляется, что до-рациональное начинается с нет, он не прав, а за-рациональное — с «да, а еще». собственно различение до/транс заблуждений является одной из важных для меня идей Уилбера

Re: Пастернака не читал…

Ну и что, что тень, ну и пусть тень, сути то это не меняет. Автор явно закостенел со своими косточками, раз упорно смотрит только на одну сторону медали, и количество регалий, в данном случае, это лишь подтверждает. Я отдаю себе отчет в эмоциональности своих оценок, но что делать, не могу спокойно пройти мимо, когда человеку отказывают в наличии души лишь на основании того, что автор разобрался таки с фантомными болями:))) И я не предаю автора анафеме за это, и не призываю сжечь труды его на костре, а так же научно спрашиваю: а как же все те остальные факты из областей связанных с изучением сознания, из медицины, из физики в конце концов, которые говорят, вопиют, кричат — сознание это не функция нервных клеток, не производное от нервных импульсов и уж тем более не наши концепции о нем! Сознание это нечто бОльшее, превосходящее все концепции, еще плохо изученное, но определенно влияющее (если не сказать создающее) на этот окружающий нас твёрдый мир, к функции которого мы пытаемся его свести. Самый простой пример — эффект плацебо. Если не прятаться за такие ненаучные и ничего необъясняющие слова как самовнушение, то как вы его объясните в логике причинно-следственных связей? Что уж говорить про квантовую физику, где сознанию наблюдателя отведена роль чуть ли не Бога:)
Про эволюцию. Не помню, что и где писал Уилбер по поводу эволюции, но не думаю, что он сводил ее к череде случайных совпадений и лишал ее Духа) Бог с ними с косточками, дырки на одеяле — это разрывы в эволюционной теории. Насколько я знаю, до сих пор никто не может сказать, как из аминокислотного супа образовалась клетка. Знаете эту шутку: Зачем природе понадобилось создавать столь сложную вещь как живая клетка, когда гораздо проще и легче можно было создать паровоз?) Другая не объяснимая ни одной теорией случайного создания живого из неживого, это АТФ. В условиях подходящих для синтеза аминокислот АТФ не синтезируется ни за что! Это возможно только в разных, взаимоисключающихся средах. Так как же они встретились, эти двое?) Это первое, что пришло на память, а там этих дыр еще полно..
Эмпирическая, причинно-следственная, логическая, рациональная наука не в состоянии в данный момент описать мироздание как функционирующее по определенным законам, логически непротиворечивое и независящее от роли наблюдателя целое. Если формула всего существует, то сознание главная его переменная и это уже, слава небесам, многие физики признают!
Но тут мы встретили нашего профессора пяти университетов и он доходчиво, с примерами объяснил нам, что души нет, Бога нет, есть лишь нейроны и их взаимосвязи:)) Кстати, он еще тот хитрец! Оставил себе лазейку, — типа можно верить в Бога, но не знать об этом;)

Re: Пастернака не читал…

И раз уж мы призвали Уилбера в качестве рефери, то он, насколько я помню, всегда был категоричен в своих спорах с нью-эйджевцами, утверждавших, что правы все, но каждый по своему. Он не говорил им «да, но..», он говорил им «нет»)

Re: Пастернака не читал…

он говорил: все правы, но отчасти 🙂

ну и бессмысленно говорить «нет» данным, можно предложить другую интерпретацию их

это про научную критику )))

Re: Пастернака не читал…

Правота отчасти — это такой железный аргумент на все случаи жизни, который враз делает бессмысленным все споры и подводит черту под любой дискуссией) Ну вот для жизни, как и для науки, он совершенно бесполезен..

Не менее бессмысленно говорить «да» только отдельным данным, игнорирую другие..

Это про научные шоры на глазах))

Re: Пастернака не читал…

вы определитесь с наукой все же, а то мне позиция не ясна

в рецензии нет никаких намеков на претензии автора объяснить всю правду про жизнь, сознание и все остальное 🙂 просто ряд гипотез, почитайте всю книгу прежде

и, кстати, книга посвящена не только родителям автора, но и Шиве Дакшинамурти 🙂

а для Уилбера эволюция и есть движение Духа, если вы еще не поняли 🙂

Re: Пастернака не читал…

А я могу на любом поле с вами подискутировать, хоть на научном, хоть на религиозном, хоть на интегральном.. Если нечаянно что-то вдруг смешаю, вы меня поправите,)

Мне интересна наука, в первую очередь, в той части где она действительно изучает неизведанное, где сталкивается с совершенно новым, и когда честно заявляет о своих собственных ограничениях. Наука же призванная оправдывать чьи-либо замшелые взгляды, и ставить все новые подпорки к разваливающейся модели сугубо материалистического мира, такая наука все больше и больше интересна только сама себе:)

Извините, а как же вынесенное эпиграфом высказывание автора «я всей душой согласен… что мы всего лишь изощренные обезьяны»??? Пожалуйста — тезис, претендующий на истину и дальнейшие попытки его доказать, не выдерживающие критики, в его же, автора, научном поле. Или это тоже правота отчасти?;))

Ладно, дискуссию действительно подошла к своему завершению. 
Пока нет целостной теории всего, научный метод познания мира напоминает мне такой портняжный метр порванный и склеенный в нескольких местах скотчем все новых и новых гипотез и предположений. Поэтому доверять такому метру или не доверять — это исключительно вопрос веры и предпочтений. 
Так или иначе, наука успешно описывает то что происходит в моей повседневности, на моем макро-уровне и спасибо ей за это. Но как только дело касается таких тонких вещей, как душа, Дух, сознание, то наука здесь плывет. Она либо не знает, что с этим делать и пытается работать с этим как с чем-то субстанциональном, либо наталкивается на собственные ограничения. И вот это как раз очень интересно! Очень-очень интересен этот квантовый скачок, который совершают некоторые квантовые же физики, переходя от заумных расчетов описывающих состояние бозонов Хиггса к Дзен-буддизму! Интересно поисследовать конфигурация этих ограничений, их линии и границы. Мне кажется мы там найдем что-то совершенно невероятное и неожиданное! Если конечно будем смотреть широко раскрытыми глазами:)

Re: Пастернака не читал…

«со всей душой» не про науку, а про личное убеждение
про науку было бы — так мы доказываем, что человек на 100% изощренная обезьяна )))

да, он на материалистических позициях (точнее, монистических), но это не повод отвергатъ идеи и данные
с вопросом происхождения языка и сознания он, конечно, не справился
слабовата теория

но книжка прекрасно/легкая
благодаря нашей дискуссии проглотил ее за один присест )))

Стиль научного труда представился мне поводом для шуток. Научные выводы впрочем тоже. Напомнило статьи про британских ученых. Я ими брезгаю. Дело вкуса, да.

А зерно — оно везде есть. Даже у британских ученых ))) Но я считаю что его нахождение, зерна всмысле, это моя заслуга. Вобщем, кто нашел зерно — молодец! )))

Добавить комментарий для bowin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*