Три измерения целостности

Три измерения целостности

Я в последнее время много работаю с идеей трех пространственных измерений в движении.

Это идея хорошо артикулирована в анализе движения Лабана и достаточно очевидна, а потому не сразу понимается, насколько она может обогащать артикуляционный словарь. Почти каждая часть тела, каждый из центров движения может двигаться по каждому из этих трех измерений. Само ощущение трехмерного пространства позволяет переживать пространство тела и движения как объем, и, более того, наполненный объем. Ощущение наполненности пространства с одной стороны отстоит от ощущения "переполненности", тесноты, а с другой — от переживания "дурной пустоты", опустошенности. Еще один срединный путь.

Но я даже не об этом. Это же и хорошая концептуальная схема — три измерения. И в последнее время я наблюдал, как внутри оформляется идея "трех измерений целостности".

Оговорюсь (с): разумеется, целостность она на то и целостность, чтобы быть больше любых рациональных объяснений, но эта позиция абсолютна и не слишком операциональна, то есть не отвечает на вопрос "что делать?"
Она имеет непосредственный, проживаемый смысл на микроуровне, как подложка самой ткани жизни, клеточное isness, и в этом смысле является ресурсом, доступным в любой момент. Она имеет смысл на метауровне, когда kosmic consciousness сотрясается от хохота и увлекательности самосозидающейся игры вселенной.

Но есть еще мезоуровень — измерение человеческих действий.

Вот на этом уровне рассмотрения мне сейчас хочется выделить три измерения этой самой цельности: Пространство-Время-Язык. Разберемся с конца этой последовательности:

Под "языком"(языком сознания) в данном случае я подразумеваю способ внутренней коммуникации, эволюционировавший вместе с сознанием. Каждому этапу эволюции как индивидуального, так и социального сознания соответствует вполне определенный набор языков, которыми сознание пользуется для внутренней (между состояниями сознания) и внешней (между индивидами) коммуникации. Подробно все это освещено в старой статье Сергея Всехсвятского (http://lifedances.org/fakti/modeli-i-metodi-evoliutsionno-orientirovannoy-terapii-chast-pervaya). Можно найти этот же текст в книгах Владимира Козлова. Наиболее подробно расписана у Уилбера в "Интегральной психологии".

Эта же шкала в ТДТ традиционно сокращается до триады "действие-чувства-мысли". Иными словами, интеграция того, что я делаю, с тем, что переживаю, и с тем, как я это понимаю. Работа с экспрессией, чувствами и осознанием.

Вторая шкала: Время. В данном случае я имею ввиду как интеграцию "личной истории", т.е. нахождение смысла и способности танцевать со всем, что было со мной лично, так и интеграцию связи с историей рода и еще шире — человечества и эволюции в целом. Способность быть частью этой истории и ее со-автором.

Третья шкала: Пространство. Это то, чем занимается соматика: телесность как цельное многомерное пространство. Интеграция внутреннего и внешнего, центра и периферии, низа и верха, переднего и заднего, правого и левого… Переживание целостного и взаимосвязанного процесса.

Естественно, все эти области взаимосвязаны и нвзаимозависимы и не существуют одно без другого. Это три больших измерения работы, которые могу быть некоторой системой координат, как в работе с телом, так и в работе с отношениями и состояниями.

Комментарии (4)

Да-да, про наполненный объём очень знакомо. А уж когда делаешь танец в тайчи, пространство становится плотным как кисель.

Да-да, про наполненный объём очень знакомо. А уж когда делаешь танец в тайчи, пространство становится плотным как кисель.

Добавить комментарий для pingback_bot Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*