Старые материалы для Psychologies

Старые материалы для Psychologies

Пару лет назад меня интервьюировали для статьи в журнале Psychologies. Недавно нашел переписку и понял, что осталось много незадействованного в окончательной версии материала. Вот он в непричесанном виде .

Вопросы по теме «Зачем мы танцуем?»
1. Исторический аспект возникновения танца. Зачем или почему танцевали люди в древности.
2. Какую роль в нашей жизни танец играет сейчас? Для общества, для отдельно взятого человека.
3. Какие потребности человека покрывают танцы? Это ведь не только для самовыражения…

Есть много предположений о роли танца в древности, но практически все исследователи сходятся в том, что танец появился очень рано в человеческой культуре. Поскольку человек воспринимает и познает мир своим телом, воплощенным сознанием, то эту информацию о мире необходимо структурировать, перерабатывать, передавать дальше, определять, находить смысл. Все это происходило и, отчасти, до сих пор происходит через танец.

Базовые функции танца в древности:
— идентификационная, танец как самоопределение, например есть такая африканская пословица: «Покажи мне, какой танец ты танцуешь, и я скажу, кто ты».
— коммуникативная, танец как общение, как способ и форма объединения сообщества или пары.
— экспрессивная, танец как самовыражение, выражение чувств и переживаний.
— сакральная, танец как способ вхождения в особые состояния сознания, экстатическая практика выхода за пределы личности.

В современности, на мой взгляд, сохранились все те же функции танца, что и в древности. По крайней мере, все их можно заметить.

Развитие христианской религии разделило танец и область священного для западного мировоззрения. Танец стал больше развлечением. В ХХ веке ситуация несколько изменилась и появились голоса, такие как голос Айседоры Дункан, говорящие о духовном значении танца. Развитие цивилизации увело западного человека от контакта с собственным телом. Танец также стал еще и физической практикой, способом вернуться к себе-как-телу.

В постмодернистском обществе танец может быть любым, играть любую роль, любую из своих прошлых ролей и находить новые. Смысл танца сегодня — выбор и поиск конкретного человека. Вы можете найти в нем способ соблазнения и медитативную практику, общение за пределами слов и беззаботное времяпрепровождение, игру неопределенных смыслов и следование канону. Танец может быть любым и найти его (или не найти) можно, где угодно.

4. Что конкретно движет людьми, которые профессионально занимаются танцем , например, балет или другие сценические варианты (если они начали заниматься танцем с раннего детства или делали свой выбор осознанно в молодом или зрелом возрасте)

Я не знаю исследований на эту тему. В профессиональном танце удивительным образом могут сочетаться дисциплина и нарциссичность, отрешенность от мира и прагматичность шоу-бизнеса. Много разных мотиваций, даже комбинаций мотиваций. Мне кажется, что существует притягательный образ танца в нашей культуре. Многое дети мечтают о танце, и эта мечта остается с ними на всю жизнь. Некоторые решают пойти за этим образом и, если у них достаточно трудолюбия и способностей, и они оказываются востребованы, то танец становится их жизненным выбором.

5. Можно ли сказать, что все социальные танцы — это скорее «брачные игрища», а сценические — «ритуальные пляски»?

Ну, если выбросить сам танец, попытаться его свести к чему-то, то вы, конечно, правы.

6. Почему в языческих религиях танцы есть (древние славяне, греки), а в монотеистических на танец наложено табу?

Это неполное представление. В ранних христианских рукописях встречаются упоминания о танцах-молитвах. В иудаизме есть ветви, в которых танец является частью обрядов. Возможно, дело в сочетании религии и политики, когда религия становится инструментом власти, танец начинает мешать.

7. Прокомментируйте, пожалуйста, реальные высказывания:
Михаил, 38 лет: «Я сознательно начал заниматься танцами год назад, чтобы обрести уверенность в себе. Еще на школьных вечерах стоял в сторонке, в то время как все танцевали. А мне очень хотелось тоже выйти и станцевать. Пока не могу сказать, что достиг больших результатов, постоянно думаю во время танца и боюсь что-то сделать не так. Но когда смотрю, как танцуют другие, то уверен, что и я смогу!»

Это похвальное и реальное стремление. Некоторые психологические исследования показывают, что занятие танцем и танцевально-двигательной терапией положительно сказывается на самооценке, уменьшает тревожность и приводит к большему доверию себе. Но многое зависит от преподавателя и атмосферы занятий.

Евгения, 30 лет: «В аргентинском танго меня привлекают вечеринки — милонги. Мне очень нравится наряжаться, выбирать платье или юбку, подбирать аксессуары и делать красивый макияж. Сам процесс подготовки к вечеринке вводит меня в особое состояние. Ну и конечно я получаю удовольствие от танца».

Социальные танцы всегда окружены многими ритуалами. Это эмоционально заряженные события для жителей мегаполисов, отделенных друг от друга. Они могут дать безопасное ощущение принадлежности и объединения. В аргентинском танго еще особую роль может играть глубокая эмоциональность музыки и объятия.

Анна, 26 лет: «Я начала танцевать ирландские танцы, чтобы похудеть, для меня — это наилучший способ поддерживать форму. Я не очень люблю ходить в спортивный зал, мне неинтересны упражнения на тренажерах. А в танцах и нагрузка хорошая, и музыка нравится, да и коллектив веселый. Настроение поднимается надолго! Так что получается, что я танцую и для тела и для души».

Многие люди начинают заниматься танцем именно с такой мотивацией, и потребность в физической нагрузке и эмоциональном заряде легко удовлетворяется. Но для того, чтобы развиваться в танце и развиваться через танец нужно идти глубже. И, если вы хотите совершенствоваться, вам необходимо идти глубже в понимание танца и проживание его.

Дополнительные вопросы:
Развиваться в танце и через танец — Правильно ли я понимаю, что вы имеете вввиду то, что нужно личностно развиваться? То есть, решать внутренние конфликты, разгребать внутренние проблемы? Или что-то иное?

Развиваться — значит, максимально полно реализовывать доступные возможности. Работа с проблемами и внутренними конфликтами является частью этого процесса.

Идти глубже в понимание танца — Как и для чего, что имеется в виду?
По моим представлениям, чтобы человек продолжал практиковать в каком-то направлении танца, ему необходимо узнавать новое, углублятся в детали техники, истории и мировоззрения этого направления. Можно, конечно, просто заниматься воспроизведением одного и того же, но тогда жизнь и подлинность уходят.

Проживание его — Вы имеете в виду, что в момент танца наша эмоциональная составляющая может доминировать над рассудочным, аналитическим интеллектом, что нужно дать ей волю, стремиться чувствовать, а не думать?
Есть несколько аспектов.
Чаще всего, да, танец связан с движением чувств, а не мыслей. Вместе с тем, можно выделить специфическое «двигательное мышление» (кинестетический и пространственный интеллекты по Г.Гарднеру).
Я думаю, что подлинная увлеченность в танце приводит к потоковым (расширенным) состояниям сознания, которые характеризуются более интегрированным характером деятельности, т.е. противоречие между интеллектом и чувствами может сниматься, трансцендируется. Иными словами, у настоящего танцора «умное тело».

И несколько новых вопросов:
1. Почему в парном танце мы можем входить в близкий контакт и это не считается предосудительным?(исчезает табу на прикосновение?)

Танец создает особое пространство-время, в котором действую немного иные законы. В этом смысле он — наследник ритуала, проявление карнавального начала культуры и человека (по Бахтину). В этой «реальности танца» культурные нормы могут быть немного смещены. В какую сторону — зависит от времени и культуры.
Во многих культурах парные танцы являлись, в том числе, частью сексуальной культуры. В этом смысле — это демонстрация, выбор и испытание партнеров. Это встреча через телесное невербальное общение.Но мне интересно, почему вы написали, что телесный контакт считается предосудительным? Какая эпоха, какой характер мышления породили это убеждение? Остается ли оно верным для современного человека?Для некоторых — да, но не для всех. По моим наблюдениям, это чаще встречается в восточных, исламских культурах и менее распространено в западных. Точнее, в современной западной культуре присутствует бОльший спектр различных отношений к телесному контакту, как в танце, так и в бытовом поведении.

2. Почему в танце считаются приемлемыми, совершенно непредосудительными откровенно эротичные движения, которые в других обстоятельствах выглядели бы неприличными, вульгарными — как например, движения бедрами в сальсе или танце живота?

Вновь — заметьте, что именно и почему мы считаем вульгарным? Почему мнение некоторых христиан определенной эпохи остается нормой для людей, живущих сегодня?
Сальса и танец живота — продукты другой культуры, с иными нормами, иными ценностями. И их движения свидетельствуют не о большей свободе, а об отличиях в культурах. С танцем живота вообще отдельная история, на мой взгляд. В России он выполняет совсем другие функции. Это своего рода «восточный» ответ феминизму.

Человек — это, в том числе, и «эротический человек». Исключить эту сторону своей жизни удавалась очень немногим. Но после них никого не осталось. 🙂
И, естественно, что эротичность будет проявляться телесно и в танце. И, естественно, что в современном плюралистичном мире существует большее разнообразие эротических проявлений, в том числе и в танце.

Еще один момент — это влияние общества потребления и масс-медиа, которые формируют ценности «тела как товара». Сексуальность — одна из базовых потребностей, и она продается (и продает) также хороша, как голод и страх. Поэтому за обилием эротических образов часто стоит призыв «купи меня», а не живая телесная сексуальность. Глянцевая эротичность, как и многие другие продукты массовой культуры, некритично усваивается потребителем, и люди следуют этим образцам без мыслей и без чувств.

3. Почему когда мы танцуем, это делает нас более уверенными и сексуально привлекательными — как в собственных глазах, так и в глазах представителей обоих полов?

Ну, я думаю, опять-таки, что люди много чего разного чувствуют, когда танцуют. Хотя, конечно, по исследованиям в ТДТ — уверенность повышается, тревожность понижается; по опросам — умение танцевать является одним из важных факторов в выборе партнеров. Среди качеств уверенного человека часто называют способность к выражению чувств, конгруэнтность чувств и поведения, разнообразие поведенческих моделей и спонтанность. Именно это может проявляться и развиваться в танце.
Хорошой танец — это также опыт принятия на глубинном невербальном уровне, причем это может быть принятие во многих аспектах: принятие-согласование с партнером, принятие-одобрение группы или сообщества, принятие-удовольствие самого себя.

4. Почему языческие богини (и боги) танцуют, а монотеистические религии только поют? Почему во всех монотеистических религиях запрет на такие проявления телесности?

Я уже писал, что это неоправданное обобщение, на мой взгляд. В части иудаизма есть танцевальные ритуалы. В исламе есть орден танцующих дервишей. Есть упоминания о священных танцах в средневековом христианстве. Основной пафос противников танца в христианской культуре направлен против социальных танцев, а не танца как такового и датируется (в основном) 18-19 веком.Две причины этого, на мой взгляд — 1) прагматическая, необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец — необходимая часть ритуалов, 2) идеологическая — противопоставление души и тела, важное в христианстве. Т.е. не танец собственно, а сакральность и значимость тела и его проявлений, вот что отвергалось. С эволюционной точки зрения это способствовало развитию рациональности, но за любой прогресс есть своя плата.

Комментарии (1)

Саша, спасибо за интервью!
«сакральность и значимость тела и его проявлений, вот что отвергалось. С эволюционной точки зрения это способствовало развитию рациональности, но за любой прогресс есть своя плата.» — эта часть особенно меня сейчас зацепила. Прокручиваю свои знания истории в голове и кое-что соединяется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*