продолжаю роман с журналом psychologies

продолжаю роман с журналом psychologies

Почему языческие богини (и боги) танцуют, а монотеистические религии только поют? Почему во всех монотеистических религиях запрет на такие проявления телесности?
Я уже писал, что это неоправданное обобщение, на мой взгляд. В части иудаизма есть танцевальные ритуалы. В исламе есть орден танцующих дервишей. В Бибилии танец упоминается в различных, в том числе и позитивных контекстах. Есть упоминания о священных танцах в средневековом христианстве. Основной пафос противников танца в христианской культуре направлен против социальных танцев, а не танца как такового и датируется (в основном) 18-19 веком.
Две причины этого, на мой взгляд — 1) прагматическая, необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец — необходимая часть ритуалов, 2) идеологическая — противопоставление души и тела, важное в христианстве.
Т.е. не танец собственно, а сакральность и значимость тела и его проявлений, вот что отвергалось. С эволюционной точки зрения это способствовало развитию рациональности, но за любой прогресс есть своя плата.

Комментарии (32)

да. душа растет — тело ветшает.

поэтому — буддизм.
где тело — храм для души. со всеми вытекающими: не курить в него и проче не сорить. и физическое развитие также важно, как и иное.
против дао-центрических религий, где вся ответственность и блага — Там, у Папы. Он карает и дает «конфеты». А я маленький такой…
За гелио-центрические — где Будда, не Папа Там, а Состояние. которого может и должет достичь каждый. кто трудится. душой. телом. сердцем.

Re: да. душа растет — тело ветшает.

ну, строго говоря, в мистическом христианстве тоже «внутренний христос», тра-ля-ля

очень строго говоря:-)

пенициарная религия. с заманухой-раем и гестапо-адом.
или будь хорошим, или мы тебя кааак… покараем.
построенная на страхе.

с моей т.зр. квинтессенция дао-центрических:

«Когда я был маленьким, я молился б-гу, чтоб он дал мне велосипед.
Потом понял, что б-г «работает» по-другому. Я украл велосипед и стал молить б-га о прощении».
Главное — раскаяться, да?

Re: с моей т.зр. квинтессенция дао-центрических:

Я тоже иногда на них злюсь, но при размышлении неплохо опираться на более широкое видение, есть у меня такой прикол.

в 18-м веке социальный танец испытывает очень резкий подъем. а в 19-м — он продолжается. Появляется вальс, танго, множество других, с ярко выраженным эротическим подтекстом. Отношение церкви ко всему этому вполне предсказуемо.

Интересно, что вот, например, о танцах 13-14 веков, мы знаем исключительно по монастырским записям, например, Stella Splendens восстановлен по фрескам монастыря Монтсеррат (Испания).

спасиб, я сам не особо углублялся в нюансы, но нужно что-то противопоставить упрощенству журналистов )))

Кстати, вот если брать именно 18-й век, и именно Россию — то я могу совершенно четко сказать, почему русским священникам социальные танцы в то время были как кость в горле. Их же Петр в Россию привез. А он попам бороды брил, колокола на пушки переплавлял, а потом — проводил ассамблеи прямо в монастырях. Так за что же им любить танцы?

почему так — что именно?
В принципе, ответы-то можно найти. Есть множество свидетельств современников, в случае необходимости все это можно найти. Если речь идет о 17-19-х веках.

Почему развивались именно эти формы танца в это время, и почему такая реакция возникла в церк. кругах, и почему именно эти ответы закрепились в массовом сознании?
Много вопросов.

на первый вопрос ответить очень легко. Если обобщенно — то социальный танец является отражением общества. Очень четким отражением, тут даже доказывать ничего не надо. Берем любой период, смотрим, какие были порядки в обществе, что носили, чем характерно время — результат проявится сам. Все течения известны, что откуда вытекает тоже. Если надо — я тебе могу подкинуть как литературу, так и уже имеющиеся исследования.

С отношением в церковных кругах несколько сложнее. Во-первых, неплохо бы определиться, что мы понимаем под «церковными кругами». Скажем, если б не было танцев — то негры никогда б не приняли христианства. В иудаизме — без тех же танцев тоже никуда. и перечислять можно долго. Тут конкретика нужна. Если речь идет о православии, и к тому же русском православии — то опять же, смотрим какие были танцы, какое было общество, сравниваем.

А про массовое сознание… В нашем массовом сознании вообще отсутствует понятие социального танца. их заменил «историко-бытовой», и «народный». Это особенно ярко видно, когда смотришь, что сейчас еще танцуют бабушки в деревнях, и сравниваешь, например с 40-ми годами. Социальный танец, кстати, «загноблен» только у нас, во всем мире существуют огромные организации с господдержкой, от Японии до Англии. Впрочем, сейчас уже и у нас особенно не мешают, слава Богу. 🙂

Спасиб, может одну ссылку на исследование, лучше концептуальное, чтобы логику их понять. )))

Я, собственно, про это и написал, что нельзя одним махом всех убивахом.

Мне кажется социальные танцы как явление именно в 2000-е оформляется и развивается у нас. Правда вся обойма сразу.

Ну, концептуального исследования на тему взаимодействия духовенства с социальными танцами я тебе наверное не найду. Было б интересно понять, что имеют в виду твои оппоненты, говоря о неприятии со стороны церкви… особенно, вот, учитывая тот факт, что наша студия на ежегодных фестивалях, организуемых ярославской епархией эти самые танцы исправно демонстрирует…

В 2000-м, скорее, оформилось название и понимание сути. Я, кстати, занимаюсь этим с 1999-го. но тут сразу несколько факторов сработало. Интернет, например.

Я имел ввиду про отражение танцем общественных штучег.

В 2000-е годы оформились также сальса, танго, хастл, линди, белли-данс, КИ и т.д.

танго — вообще-то конец 19 века.
хастл — 60-е.
просто в начале 2000-х все стало доступнее в силу ряда причин. и востребованнее.

в 2000-х появились деньги, которые люди могут тратить на себя.
качалкоспорты — надоели в 90-х. духовный рост через гуру — тогда же. к тому же и то и то набило оскомину. журналисты помогли — с разоблачительными статьями. системы клубов в России нет. Куда деваться людям?

Ролевые игры вон, тоже примерно в то же время рванули.

все сохранилось:
и спортклубы, просто стали фитнесом
и духовные гуру, просто потеряли новизну
и все остальное…
long tail culture

в россии в 2000 похоже много факторов сошлось
и возникший в новых послекризисных стандартах бизнеса слой офисных людей — при деньгах одиноких и с проблемой что делать после офиса
и общий мировой тренд компенсации бестелесности, возникший, как говорят спецы в начале 90-х. хорошо развернувшийся как раз на рубеже 2000х (спа фитнес 30Ж и т.п.)
и опять же общемировой тренд кидалтов
да и мода последних 5-6 лет на разные формы дауншифтинга, для которых любые телесные или танцевальные проекты — самое оно..
а еще социальные танцы (как и многое другое)как форма коллективного досуга, общности, принадлежности к большой группе и вообще говоря идентификации. но это опять же общемировой тренд для мегаполисов. и заметь — социальные они в большей степени парные)

всякие Чумаки — тоже ровно то время. и МММ. причины схожи, кстати.

немного раньше, кажется, и по мне причины интереса к иррациональному в 90-е и к танцу в 00-е разные )))

две главных про 90-е — а что можно? и как со всем этим совладать?
про танец — хочу-могу-делаю и кто я?

но это так, навскидку

вот статья про танцы в христианских храмах: http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/155

в разных странах, конечно…

Тут главное то, что что б ты или я не говорил — в конечном итоге будет говорить журналист. И никто не знает, что именно он скажет, и от нас это не зависит.

Ну, проверять свои слова в тексте перед публикацией я же буду.

_Если обобщенно — то социальный танец является отражением общества. Очень четким отражением, тут даже доказывать ничего не надо. Берем любой период, смотрим, какие были порядки в обществе, что носили, чем характерно время — результат проявится сам.

Очень по-разному можно смотреть, отражением каких ценностей будет, а каких — нет, ну и так далее.

Ну да. Особенно учитывая, что чем дальше назад, тем меньше свидетельств. Историю можно и в более известных фактах повернуть как угодно.

Возможно, танцы были запрещены церковью под влиянием св. Августина, в 7-м веке. Я как раз недавно интересовалась этой темой.
«Танцы были запрещены церковью в 680 году. В те времена верующие разделяли мнение Августина о дьявольской сущности танца. Августин, кстати, отвергал не только саму возможность Богодухновенности танца, но и музыки вообще. Похожего мнения придерживался и Кальвин, опять таки, опираясь на Августина. Запрету танцев предшествовали многочисленные споры. Эти споры сами по себе доказательство того, что для многих христиан танцы поклонения были нормой. И решение собора против них вовсе не означало ни того, что этот спор был разрешен, ни того, что в отношении танцев восторжествовала истина.»
http://www.foru.ru/slovo.4138.5.html

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*