перформанс и его смысл

перформанс и его смысл

Начинаю писать этот пост в аэропорту  Борисполь. Только что закончился тренинг "Performance/Storytelling". Опыт из раздела "давненько я не брал в руки шашек". Я провел тысячи часов, практикуя и исследуя явление танцевального импровизационного перформанса… пока не потерял его смысл. Сейчас я нечасто обращаюсь к этой форме, хотя навыки и вкус никуда не делись.
Я прекрасно понимаю удовольствие и смысл перформировать, но я перестал понимать, зачем это смотреть? Зачем зрителям может быть нужен этот опыт? Зачем мне, как зрителю, этот опыт?
Да, импровизация в перформансе и, в целом, современное искусство — всегда риск, испытание границ восприятия, границ эстетики, границ понимания. Таков жанр. Прекрасное напоминание того, что в современном мире нет никаких гарантий, кроме гарантий на бытовую технику. Но мы-то знаем, что гарантий никогда и не было.
Да, сейчас в мире осталось только один по-настоящему популярный вид "искусства" — голливуд-муви. Все остальное — локально и специфично. Да, я получаю большое удовольствие от ругаемого Пелевина. Да, я постоянно нахожу новую и интересную музыку и не перестаю раскрывать внутри Баха со-товарищи. Да, я могу даже получить удовольствие от визуальных искусств (хотя современный дизайн мне ближе), но что-то в смысле искусства я перестал улавливать. Наверное, последний безусловный зрительский танцевальный опыт у меня был на спектакле Пины Бауш лет 5 назад.
Вот мой long-time collaborator  Аня Гарафеева сделала пластический спектакль "Героиды". Она — большая умница и долго к этому шла. Она изобретательно, тонко и немного провокационно проработала материал, одновременно древний и узнаваемый. Я с удовольствием посмотрел ее спектакль, но я до сих пор не понимаю — "Зачем?" (кроме дружеского интереса)
Мне ясен смысл специфического жанра "терапевтического перформанса", когда в группе равных можно через язык выступления оформить сложные и важные части личного и "более чем личного" опыта. Это полезно и интересно одновременно. Во многом прошедший тренинг был направлен в эту сторону, но не только.

Я прекрасно понимаю удовольствие от перформанса как практики, когда мы поочередно выступаем друг перед другом, друг с другом. Для меня в этом есть ясный баланс получать/отдавать, но я не чувствую этого баланса в случае даже высокопрофессионального танцперформа. Как-то так.

Я осознаю, что отчаcти сейчас во мне говорит переживание дисбаланса между вложенными многолетними усилиями в искусство перформанса и ожиданиями payback. Я знаю, что  для некоторых людей такой дисбаланс неважен и ничто не отвратит их от продолжения движения по пути экспериментов и поисков в странной и прикольной области импровизационного танцперформанса. Например, вот этот проект.
Я остаюсь со своими вопросами, я живу с ними, я могу жить с этой непонятностью. Как сказала Иванка вчера, "распахнутость внутрь возможна только при достаточной устойчивости". Да, и похоже я понимаю, каким может тренинг "Танец с Тенью 3".

upd большая дискуссия на фб

Комментарии (12)

Глашатаем моей позиции в вопросе «Зачем смотреть на перформенс?» к выступает chingizid:
«Когда художник по-честному отработал свой выход напару с непостижимым Партнером, созданный ими объект искусства (в широчайшем смысле слова, в том числе, текст), становится для аудитории (поскольку мы живем не в идеальном мире, где все устроено так, как мне хотелось бы, не для всей аудитории, а лишь для ее подготовленной части) приглашением в магическую игру, входом в магическое пространство, откуда никто не уйдет мертвым. А напротив, чуть более живым, чем прежде.»
http://txt-me.livejournal.com/143106.html

Именно в этом для меня лично большой смысл искусства.

Что-то я не поняла. В чем смысл для зрителей, можно узнать у зрителей и не мучаться. То, что пропал смысл для тебя, ну что ж, нормально, все меняется, ты наверняка, за то время что видел смысл в импровизационном перформансе, нашел еще кучу смыслов еще в куче вещей, и это нормально, можно смыслы находить, можно терять… А глобального, объективного смысла чего-либо вообще не существует, он проживается индивидуально. Так и в чем вопрос?

Здесь это где? Если в твоем посте, то проблем для меня тут действительно нет. А вопросы есть. По поводу твоих вопросов. И я свои вопросы задала. С пояснениями, почему у меня появились эти вопросы. Может ты про другое здесь, но смысла не вижу гадать.
Плюс мне теперь вдобавок непонятно как с обсуждения твоих вопросов ты вдруг перешел на осбуждение моих, еще и проблемы добавил.
Загадочно тут все и непонятно. Эх…

Вопрос мой личный, конечно. Просто некоторые с такими же встречаются и отвечают по-своему. Тебе, как мне показалось, все ясно — узнать у зрителей, смысл меняется, объективного смысла нет, но меня почему-то эти ответы ни капельки не удовлетворяют.

> Вопрос мой личный, конечно
Хорошо. Это понятно. Терять смыслы тяжело (я последние несколько лет теряю их регулярно, по одному и пачками, поэтому и откликнулась). Но мне не понятно, КАК размышления о том, что ИП значит для других, а ты в посте этот вопрос задаешь,
>Зачем зрителям может быть нужен этот опыт?
может помочь в вопросе о пропаже смысла для тебя лично?
Ты надеешься что тебе расскажут что-то прекрасное об ИП и ты снова начнешь видеть в этом смысл? (это если смысл явление не индивидуальное)
Ты пытаешься выяснить кто прав: ты, который смысла в этом не видит, или те, для кого он там есть? А может ты, который его там раньше видел? (это если есть какой-то объективный, «правильный» смысл)
Я поэтому и разделила вопросы на три категории, пот. что, как мне кажется, смысл …хе :))) имеет только один из них.

Считай это просто ориентацией на ландшафте разделяемых и не очень смыслов.

Вчера смотрела перфоманс своих учеников после лаборатории по словам. Я смеялась. Гордилась. Иногда узнавала что-то свое и густо ощущала это в груди.
Местами мне было интересно. И временами очень красиво.

Всё.
Просто хороший час моей жизни, в котором смешно, гордо, густо, интересно, красиво и по-настоящему. Затем и смотрела:)

Еще мне нравится смотреть иногда перфомансы (я не часто, кстати, это делаю за пределами своих групп.. про Себя и Своих мне пока ближе и интереснее), чтобы вдохновляться об кого-то, кто делает не так как я, и ходит по совсем иным дорогам.
Или вот сегодня углядела на видео прекрасное красное платье, которое развевалось на ветру…наверное, для танцовщицы были куда более глубокие переживания на этой заводской крыше.. но я смотрела, чтобы восхищаться платьем и хотеть похожее..:)

А еще мне нравится любить незнакомцев. Когда вижу честное Человеческое или виртуозно наполненное на площадке, то очень ясно начинаю любить.

так я писал, что своих и на тренингах — нет вопросов, в более широком контексте стали возникать вопросы

почти офф-топ

возникла параллель с моим давним вопросом: зачем люди ходят в музеи и на выставки? нормальные люди. зачем ходят художники — я знаю.
вот мне абсолютно по барабану, как отнесутся к моим работам непрофессионалы — понравится, не понравится, что они там почувствуют и т.д..
единственный ответ, который я могу дать — это для них вид досуга, отдых («на красивенькое посмотреть») или поиск источника эмоций (обязательно положительных). если эти люди не получают красивенькое или положительные эмоции — они страшно злятся.
это просто, скучно и не интересно.
поэтому я всегда наблюдаю: а вдруг кто-то еще зачем-то пришел ))
и еще интересно, что я не могу быть «просто» зрителем, как остальные — я даже не знаю, как это делается. а многие люди думают, что это меня лишает чего-то там ))) а для меня смотреть, как «просто люди» — это ходить по музею с закрытыми глазами.
это я к тому, что некий «объективный смысл» наверняка есть ))
и о том, что чужие эмоционально-времяпрепровожденческие цели и причины не помогают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*