Neurodance

Сначала приходит пот. Затем — красота, если тебе очень повезет и ты достаточно молился.

Джордж Баланчин

В интегральном подходе нам важно охватить максимально доступное количество сторон явления в их целостности и взаимосвязи. Одна из самых загадочных и малоизученных сторон танца — это внутренняя работа тела. Не на уровне мышц и костей, а на уровне "химии тела", танца гормонов и нейротрансмиттеров. Именно отсюда может возникнуть медицинское понимание насколько ТДТ эффективна в работе с депрессивным спектром. И вообще  можно разобраться.

Понятно, что я сам на этом уровне ничего не могу исследовать, но Гугл нам в помощь. Понятно, что в целом в танце не так много ресурсов, как в спорте, поэтому приходится пользоваться косвенными сведениями. В общем здесь я делаю небольшой обзор по исследованиям в области нейрохимии физических упражнений и танца. Основная задача — сделать несколько шагов к пониманию того, как рождается многообразие удовольствия движения и та привлекательность танца, которая больше удовольствия.

Начнем с того, почему танец "работает" для одних людей и не подходит для других. Частичный ответ дается в французско-израильском исследовании 2005 года. Они изучали генотип трех групп: танцоры, спортсмены и nonathletes/nondancers. Параллельно с этим они давали людям психологические опросники. Интересно, что нашлась генетическая разница в передатчиках серотонина рецепторах вазопрессина. Рецептор вазопрессина регулирует социальную коммуникацию, а серотонин связан не просто с удовольствием, а также с духовными переживаниями. Таким образом, согласно этому исследованию "генотип танцоров" включает предрасположенность к социальной коммуникации, эмпатии и духовному опыту, а не, допустим, предрасположенность к сенсоро-моторной интеграции. Я немного упрощаю, для интересующихся и разбирающихся — ссылка: http://www.plosgenetics.org/article/info:doi/10.1371/journal.pgen.0010042#journal-pgen-0010042-b18

Некоторое время назад частно говорили об эндорфинах, как гормонах счастья. Физическая активность, прикосновения и объятия, музыка и другие источники удовольствия — все это производит "внутренние наркотики". Сейчас картинка усложнилась: четыре физиологических компонента — бета-эндорфины (β endorphins), Vascular Endothelial Growth Factor (VEGF),  Brain-Derived Neurotrophic Factor (BDNF) и серотонин — необходимы для нормального нейрогенеза, т.е. естественного обновления нейронов мозга. Ernst, Olson, Pinel, Raymond, and Christie (Ernst, C., Olson, A. K., Pinel, J. P. J., Lam, R. W., & Christie, B. R. (2006). Antidepressant effects of exercise: Evidence for an adult-neurogenesis hypothesis? Journal of Psychiatry & Neuroscience, 31(2), 2006) определили взаимосвязь физическими упражнениями и продуктивностью нейрогенеза  во взрослом возрасте.

В последнее время ученые изучающие химию мозга больше опираются на моноаминовую гипотезу. Согласно ей недостаток выработки трех нейротрансмиттеров: серотонина, допамина и норэпинефрина — связан с многими симптомами депрессии. Если конкретизировать, то нехватка норэпинефрина соответстует уровню энергии и внимания, недостаток серотонина может вести к тревожности и компульсивности, а недостаток допамина может определять низкий уровень мотивации и удовольствия (Nutt, D.J. Relationship of neurotransmitters to the symptoms of major depressive disorder. Journal of Clinical Psychiatry, 69, 2008).

Сложность исследований состоит в том, что  следы повышенной выработки этих нейротрансмиттеров находят в плазме крови и урине, но что происходит непосредственно в мозге… мы не знаем.

 Еще одно интересно исследование уже в области ТДТ сравнивало три группы — танцевальную, двигательную и музыкальную (они слушали музыку). По тестам, уровень мотивации, энергии и удовольствия выше был в танцевальной (Koch, S. C., Morlinghaus, K., & Fuchs, T. (2007). The joy dance: Specific effects of a single dance intervention on psychiatric patients with depression. The Arts in Psychotherapy, 34(4)).

Куда это нас ведет?

Когда мы говорим о танце как о ресурсе, нужно понимать, что существует определенная предрасположенность именно к такой активности, что регулярные и достаточно интенсивные занятия танцем влияют на много сторон человеческой жизни, и мы можем наблюдать в своем собственном опыте этот "впрыск нейротрансмиттеров", изменение качества контакта с другими людьми и вкус особых состояний сознания. 

Если говорить о практической стороне дела, то мне интересно узнать, есть ли специфические способы движения и способы организации движения, которые внутри приносят наибольшее удовольствие. 

В моем опыте сходу я могу назвать "сладостные" потягивания в партере, некоторые формы тряски, двустороннее неспешное отзеркаливание…

А как у вас?

Комментарии (19)

наибольшее удовлетворение приносит — проявление в движении импульса рождающегося из внутренней тишины. Как бы, не из тела, а с какого то другого уровня человека.

Возможно тел много, есть и невидимые, и химия в теле уже следствие процессов происходящих на этом невидимом уровне.
Был такой эксперимент. Брали сердечную мышцу, делили на кусочки и опускали в питательный раствор. Кусочки сердца не связаны между собой, поэтому сокращались как попало. Но самое интересное началось потом, когда они каким то образом договорись, и стали сокращаться синхронно.
Т.е. взаимодействие произошло на уровне излучений, биополей. И именно этот полевой уровень взял на себя управление.
(в сети этого видео не нашел, это из какого то советского научно популярного фильма, да еще и со слов друга)

Вот потягивания, и вообще всякое катание, ползание по полу — это да, это довольно отчетливый и воспроизводимый источник удовольствия.

Еще очень штырит когда в контактном танце появляется интуитивный баланс следования/ведения. Но это другое, чем предыдущее. В партере больше именно такого телесного удовольствия, неги, а здесь больше азарт какой-то сложнокоординированной активности

наибольшее — слияние в одно движущееся на 4 ногах тело, взаимодействующее внутри себя друг с другом и с окружающим пространством)

спасибо за информацию!

Очень доставляют перекрестно-симметричные вытягивания, раскатывание лопаток и всей воротниковой зоны весом перевёрнутого тела. Это в партере.

Стоя наибольшее удовольствие приносят любые оживления потока и связи земли и неба через стопы и макушку,

В паре: синхронность (и, кажется, прочие формы диалога), слияние в телесный континуум при сохранении полярности «ролей», игра с инерцией из этого единого телесного континуума.

а что такое для тебя «оживление потока», если из феноменологической перспективы описывать?

Смягчение стопы, увеличение площади поверхности и мягкости контакта с полом, как если бы на стопах были уши, и я бы прикладывал их к полу чтобы лучше слышать. Это слушание и слушание проявляется в ответах пола в ощущениях опоры, противодействия, направленности. И поток -это когда слова пола впитываются, слушаются и подхватываются всем телом, когда макушка тоже знает, где и как стопа и все остальное взаимодействует с полом. Т.е. В этом случае поток это не только движение воздуха и жидкостей, там мышцы, связки и кости включаются в слова про опору и направленность.

Ну, понятно, что слишком сильное и быстрое одновременно будет нести боль.
Но мне нравится и мягкое медленное потягивание, и стрейчинг, и гетеролатеральные растяжения, и сложнокоординированные растяжения, разной скорости. Наверное, условие — осознанное управление этим процессом, плюс расслабление.

чёрт! это прекрасно!
да: потягивания (не только в партере, шея, руки-ноги-кисти-стопы, всё!), разминания лопаток и воротника (было выше), постукивания, поглаживания (самого себя).
тряска — да, иногда очень!
перекаты, медленные кувырки, сгибания-разгибания (всем телом иногда).

это даёт мне новую перспективу для АД. Именно в АД я часто на таких движениях себя ловлю, и по инерции ищу в них какой-то смысл бОльший, чем просто удовольствие.

Символическое измерение движения никамк не отменяет и не заменяет чувственного измерения.

спасибо, пост крайне нужный.

поддержу:
— по\вытягивания и в партере, и нет.
— прикосновения, поглаживания, почесыввания и т.д.
— танец в паре как «одно движущееся на 4 ногах тело» — порой просто экстаз!
— слушание стопами пол в танце — опыт, который приводит в тихое тонкое удовольствие.

от себя:
— вращения (во всех ярусах, во всех плоскостях, с разными скоростями).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*