КИ и гендер

Родилось как отклик на этот комментарий:
На мой взгляд,как практикующей ки и наблюдающей процессы ки — здесь есть место стиранию границ между полами.Что выстраивает совершенно другие социальные роли мужчины и женщины.По опыту и практике понимаю,что переносы из танца в жизнь и из жизни в танец есть.И занятия ки меняют человека,если он идёт в глубину.В этом виде танца у меня есть ощущение единого пола.И у мужчин,и у женщин есть одинаковые возможности,что разнится с пониманиями их общепринятых ролей как таковых(сравним с другими танцами-сальса,хастл,балет…).Форма одежды также играет немаловажную роль-она у обоих полов неотличима.Мне от этого некомфортно.И в той же одежде я пытаюсь хоть как-то сохранить свою женственность.И идя в танец ки с мужчинами,предпочитаю быть поддерживаемой.Возможно,вопрос привычки — осозновать и чувствовать себя женщиной(за чем следуют опрделённые стереотипы) http://ivannasm.livejournal.com/337780.html

Безусловно, особая гендерная политика — уникальная отличительная черта КИ. Наравне с телесной политикой (под политикой здесь имеется ввиду идеология в действии)  это делает КИ уникальным современным постмодернистским танцем. Я иногда слышал от людей, начинающих заниматься КИ, что их не устраивает изменение привычных (традиционных, естественных, патриархальных — ненужное выплюнуть) ролей. Чаще это были женщины, которых не устраивала акробатичность и работа с весом в КИ, они говорили, что теряют ощущение себя как женщины. И идея унисексуальности тоже озвучивалась.

Мой опыт говорит, что я не теряю свою мужскую идентичность в контактной импровизации. То, что происходит для меня — это расширение диапазона гендерных взаимодействий. Я просто не ограничен своей прекрасной и любимой ролью ведущего и supporter’а, у меня есть возможность находиться в любых формах отношениях, каждое из которых обладает уникальностью и ценностью. Естественно, в нем всегда есть место удивительному потоку взаимодействия мужчины и женщины со всеми чувствами и играми, которые существуют между нами. Но я понимаю, что нет другой формы танца, которая позволяла бы мне танцевать с моим сыном с таким уровнем близости (одновременно физической и психологической), которая бы позволяла моей дочери поднимать меня. Это изменение ролей по моему сугубо скромному мнению не приводит к какому-то одному полу, роли, танцу, а напротив — побуждает меня исследовать новые территории взаимодействия в танце и время от времени возвращаться к своим любимым естественным ролям.

Периодически я замечаю благодаря этому открытому пространству возможностей, что начал застревать в какой-то роли, начал терять свои степени свободы. И тогда у меня есть выбор: продолжать получать удовольствие от этой роли и получать удовольствие от отказа от нее.

Я также не вижу того, чтобы длительные занятия КИ привели бы к изменению, так сказать, "уровня женственности". Мягкие хрупкие девушки остаются таковыми, даже поднимая крупных мужчин. Скорее, они просто получают доступ к силе, которой могут распоряжаться по… разному.

Я думаю, что вопрос гендерной идентичности, ее границ, ее изменения — это реальный вопрос для современного человека. В ситуации менящихся ролей, подвижной идентичности, мне кажется, человеку важно, чтобы существовали события и места в его/ее жизни, которые бы поддерживали традиционные, исторически и эволюционно оправданные роли мужчин и женщин. И важно понимать, что контактная импровизация таким местом НЕ является, здесь стоят другие задачи.

Мне нравится рассматривать пространство контактного джема как пространство открытых возможностей и исследования, не утверждения известного, не отработки техники, а живого потока исследования совместного движения людей и того, что между нами.

Комментарии (16)

Мне кажется, что дело не в гендерных ролях. Все современные люди любого пола бывают (время от времени или по отношению к кому-то) и ведущими и ведомыми, и сильными и слабыми.

Проблема ИМХО в том, что Танец для многих начинающих — это демонстрация, проигрывание сценария. Что-то в роде детского школьного спектакля, где все девочки хотят играть исключительно принцесс.
Поэтому часто вначале знакомств с КИ рекомендумая «мужественность» девушками воспринимается не как разрешение быть другой, а как навязывание противной роли в спектакле.

Аня, если ты заметила, я опираюсь на слова другого человека и свой опыт. Я не берусь утверждать, что эти темы совсем не имеют отношения к гендерным, опираясь на это.
Если у тебя есть доказательства, что это только сценарное поведение — давай их сюда. Мне так не кажется.

Саш, у меня нет доказательств. Я вообще комент написала, отвечая на первый абзац твоего текста — про начинающих и про женщин. Про вас с ivannasm я ничего не знаю.

У начинающих девушек, я уверена, потеря ощущения себя как женщины часто возникает из-за несовпадения того, что преподают на КИ, с усвоенными гендерными сценариями и традиционными ожиданиями от танца.
Я и себя помню совсем начинающей. И часто, разговаривая с другими неопытными в КИ девушками, слышу об том же самом. Есть в КИ вещи, которые сложно сразу уложить в голове, потому что они конфликтуют с базовыми гендерными установками. Причем поднятие тяжестей – тут не главный, а скорее самый легко озвучиваемый пример.

При этом я допускаю, что у тебя, ivannasm, и многих других есть другие, не сценарно обусловленные, причины думать о своей гендерной идентичности в КИ.

Так и я об этом, о претензиях исходящих из таких сценариев и о том, что эти претензии направлены не туда.

+1 к предыдущему комменту.
и 5 коп. как от представителя сильно гендерного танца.
меня как раз привлекает бесполость КИ, она мне и интересна (а смущает многое другое). но то ли у меня такие фантазии о КИ, то ли еще что. но глючится мне сильное преобладание в КИ женщин. и от этой вот неравномерности многое происходить может. чудится, то будь ситуация более сбалансированной, многое воспринималось именно так, как ты описываешь.
кроме того, похоже есть некая «правда» про гендер и возможности, которая для м и ж выглядит совершенно по-разному

Для меня как раз на джемах, в отличие от моих уроков баланс м и ж есть.
Интересно, что именно тебя смущает в КИ, кстати?

Про разницу м иж перспективы во взгляде на гендер — да, похоже. И тоже интересно бы конкретизировать.

я просто как фото с очередного джема ни увижу — так вот в глаза бросается. может глючу, да)

то что я не люблю когда меня без предупреждения и не спрашивая о моем согласии-готовности прилечь пытаются — так это я готова списать на неудачный опыт. кроме того, мне и вообще нужно либо много времени либо форма/структура, чтобы телесный контакт войти (в танго кстати как раз структура снимает эту проблему). но это уже личный таракан.
а вот что действительно смущает… знаешь тут гендер кажется важен. ибо мне интересно что над/глубже гендера. а то, что я часто вижу, с чем сталкивалась — это все до-гендерное. в смысле что я часто вижу какой-то бесконечный регресс в далекое детство, что усугубляется спецификой движения.
а еще меня пожалуй смущает некая объектность. я часто ловлю себя на стилистике КИ (работа кистей, собственно движения отдельные), когда мне нужно себя — эмоции, проявление, гендер — спрятать.
а еще в силу недостаточного знания КИ меня сильно смущает неструктурированность. хотя это тоже может быть глюк.

Да, про детское здесь много говорится, это единственная похоже доступная референция. А когда эти игры ясны, можно сквозь гендер перейти дальше.

неструктурированность? — пожалуй, да, но при этом очень ясная структура иного порядка — ты ж не спутаешь КИ ни с чем.

про разницу и гендер — это про то как воспринимаются одни и те же возможности. например в условиях дисбаланса м-ж
похоже что м-м легче танцевать что в условиях нехватки, что в условиях переизбытка ж. ибо оно как-то понятно про что.
а ж-ж — сложнее.
во-первых, про что? про крепкую мужскую женскую дружбу? для этого уже надо быть выше гендера. а про остальное — далеко не всегда близко ложится. мне вообще кажется, что когда женщины выходят за пределы гендерных установок и сценариев во взаимодействии друг с другом, они становятся более мужчинами. не в смысле проявлений сугубо мужских гендерных тем (это как раз ужос-ужос), а в смысле просто человеками. ибо человеческое в мужчинах встречается чаще чем чисто мужское (хотя похоже это я под влиянием недавних групп:).
а во-вторых, в условиях дефицита м — это неравная замена. мне сложно объяснить почему это так, но это то что я часто вижу на группах, например.

>а ж-ж — сложнее
вот здесь не знаю, как померять: легче-сложнее?
Поспрашивать практиков надо.

Здесь больше от уровня доверия и возможности доверять зависит, чем от пола.

К слову, о первый раз

Перекатывая 90 килограмм по своей спине и получая огромное удовольствие, я вдруг вспомнила про мое сломанное ребро маленьким ребенком, но от этого у меня не родился страх перед моей хрупкостью, а было лишь желание идти дальше и учиться быть гибкой, внимательной, поддерживающей, я чувствовала как моя сила росла. И потом мне легко было с этой силой поддерживать деченок при этом оставаясь женщиной на 100 процентов.

Я замечал при написании поста и у себя эти тенденции оценить подобное отношение как непроработанное и постарался уйти от такой оценки.

уууухххх….

читая всё это, мне приходит на ум, что в традиционных парных танцах танцующий поддержан и защищён рамками своей роли. А в КИ — не защищён, там открывается пространство для не-половых отношений. И такая свобода может пугать.

Но при этом ведь и не органичиваются — ни проявления женственности, ни мужественности. Я очень чётко помню некоторые случавшиеся танцы, где мы реально танцевали с кем-то, как две женщины, безо всякого проигрывания сценариев. Или когда я чувствовала себя ну просто фонтаном женских архетипов… Просто это всегда выбор — в какую сторону идти, и этих сторон больше, чем две.

Мне вот только кажется, что когда мы говорим «КИ — это такое-то и такое», можно ещё делать скидку на то, что мы говорим об опыте, полученном в данном географическом и культурном контексте. То есть, давайте говорить о русском, накрайняк, московском КИ.

В Иерусалиме, например, как я заметила, многие женщины танцуют КИ в платьях (ну чего-то там пододевают снизу, но блин в платьях же:) Когда я это заметила (на уроке из 10 девушек 8 были в очень женственных трикотажных платьях, удобных, но абсолютно не спортивных) я поняла, что это какая-то очень крутая тема — приходя на КИ, не «переоблачаться», а оставаться в халатике своих идентичностей. У них абсолютно женская группа — по религиозным соображениям, потому что некоторые из них настолько религиозны что не будут прикасаться к мужчинам. То есть, они не только не подавляют женственность, а наоборот, очень осознанно делают выбор в пользу своей идентичности, и при этом регулярно занимаются, танцуют со всякими поддержками, и это всё ещё КИ… И у них не возникает вопроса «Как это я, женщина, буду танцевать с женщиной?»…

Добавить комментарий для aivanova Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*