Из FB

Во многих шаманских обществах, если вы приходите к шаману или врачевателю, жалуясь на то, что вы разочарованы, пали духом, или находитесь в депрессии, они задали бы вам один из четырех вопросов:
Когда вы перестали танцевать?
Когда вы перестали петь?
Когда истории перестали вас увлекать и завораживать?
Когда приятная тишина перестала быть для вас комфортной?

Там, где мы перестали танцевать, петь, очаровываться историями или наслаждаться тишиной, — это то, где мы переживаем потерю души.

Танец, пение, рассказывание историй и тишина — это четыре универсальных целительных бальзама.
(Angeles Arrien, Ph.D., cultural anthropologist)

via Иванка (via Аня Бунькова)

Комментарии (20)

«Когда вы перестали рисовать?»
«Когда вы перестали улыбаться незнакомым людям?»
«Когда вы перестали мечтать?»

Думаю симптомов можно кучу еще написать, и дело не в песне или танце самих по себе, а в потере чувства удовольствия от жизни, в усталости. А выражаться это может как угодно…

Не думаю, что это про все, что угодно и только про удовольствие от жизни.

Я думаю, это также про то, что красота и глубина — необходимые части жизни.

Слово удовольствие неспецифично здесь.

Я и не говорил что «про все что угодно», я сказал, что это может выражаться как угодно, а не только в связи с песней и танцем.

Дело не в «красоте» и «глубине», а в снижении вовлеченности человека в «поток» жизни, в снижении его резонансности миру — как вовне так и внутри его.

Что касается удовольствия то оно в каком-то смысле противоположно депересиии, подавленности.

Так что все на месте.

Особенность танца, пения, рассказывания историй и тишины в том, что для них ничего не нужно.

Для рисования — нужны инструменты, например. Как и для фотографии. )))
Так что в «как» есть определенный смысл.

Да, и резонанс для меня просто другой способ говорить о красоте и глубине. Можно и так.

Про удовольствие — мне кажется важно различать виды удовольствий. Есть же деструктивные формы. Поэтому слово не подходит. Ты же скорее витальность имеешь ввиду.

Ты забыл про мечтать улыбаться и тп. Могу еше накидать десяточек таких «вопросиков»

Резонанс вовсе не подразумевает «красоты» «глубины» и тп. Это просто связь и неразрывность течения энергии. Если она нарушена — наступает депрессия.

Нет не витальность, а скорее включенность, воодушевленность, ощущение счастье.

Мой пункт был про то, что не «как угодно». Что-то требует условий, что-то доступно прямо сейчас.

У тебя не подразумевает, ок.) Но что-то мне подсказывает, что слова связность и неразрывность не описывают феноменологической картины, того, как это переживается. Чаще используются другие слова, другие категории.
Глубина — это как раз переживаемая большая степень резонанса с миром или явлением по мне так. Эквивалентно. Но, может, это только мне.

Ок, воодушевленность, но не просто удовольствие.

>Что-то требует условий, что-то доступно прямо сейчас.

Я считаю что это не принципиально, тем более что есть куча вопросов, не подразумевающих никаких условий. Т.е. дело не в танце песне и тп. тут гораздо более широкое поле.

>того, как это переживается.

Ну а переживается именно в деятельности, описываемой приведенными вопросами. И в ощущении полноты и счастья от этих действий.

Но не «красоты» (не всегда счастье — это эстетическое переживание) или «глубины» (оно также не всегда ментальное)

>Ок, воодушевленность, но не просто удовольствие.

Хорошо, пусть так. Я не имел в виду удовольствие в плане удовлетворения потребностей.

Я думаю, что непосредственность, доступность этого действия имеет смысл. И красота имеет смысл.

Ты можешь обобщать, конечно, и расширять. Но я не понимаю, в чем это смысл.

Заменить эту историю на «Делайте то, что наполняет вас жизнью»?
Хорошо, но совершенно не эквивалент. История и краски ушли.

Эстетичность, в каком-то смысле, встроена в переживание включенности в мир, ИМХО. Такое здоровое искусство, появляющееся из переполненностью жизнью, из включенности в нее. И само это переживание включенности выражает себя именно в нем, а не как-то иначе.

>Я думаю, что непосредственность, доступность этого действия имеет смысл. И красота имеет смысл.

А что не имеет смысла? 😉 Но смысл — в нас, в нашем состоянии (которое всегда многомерно), а нее в объектах и понятиях.

>Заменить эту историю на «Делайте то, что наполняет вас жизнью»?

По сути да, вопрос ушло ли счастье из того, что вы делаете каждый день. Ну а конкретика она просто «якорит» лучше. Тут и танцы и песни и рисунки и улыбки… Но не в них суть а в том, но что эти вещи указывают.

>И само это переживание включенности выражает себя именно в нем, а не как-то иначе.

А можно сказать что вовлеченность вообще не требует выражения. Очень атк по-даосски получается. Т.е. искусство в этом контексте — попытка «сбросить» с себя это тотальное состояние. Тут как в психологии — пациент _сущностно_ рассказал о своих проблемах и уже частично вполне мог от них освободиться или как минимум осознать.

Видел ли ты наполненность без формы? Существует ли она иначе, чем конструкт ума?

Почему вовлеченность все-таки становится выражением, даже не может не становиться, а иначе наступает та самая подавленность?

Откуда взялась идея, что выражение сбрасывает. а не закрепляет в собственном действии тотальное соостояние?

И какое все это имеет отношение к вопросам шамана? )

>Видел ли ты наполненность без формы? Существует ли она иначе, чем конструкт ума?

Хм. Счастье — это «форма»? Ощущение единения — это «форма»? Тоже самое можно сказать о полноте. Человек вполне молет описать свои чувства, для него не обязательно гаориить эзоповым языком типа «я не танцую. Какое у меня сотояние догадайся»

>Почему вовлеченность все-таки становится выражением

Вовсе не обязательно.

«Для меня лучший художник в этом смысле — Тек Чин, тайванец, который за всю жизнь сделал всего пять перформансов, и каждый длился год. Эти работы настолько изменили его внутренне, что теперь он может вообще ничего не делать. Я его спросила недавно — мол, чем ты сейчас занимаешься? Он ответил: «Просто живу». Художникам вообще приходится делать новые работы только потому, что в предыдущих не удалось всего высказать. А Тек Чину — удалось. Его работы полностью его преобразили — и он больше не нуждается в искусстве.»

Полагаешь этот бедолага сейчас в депрессии? 😉

>Откуда взялась идея, что выражение сбрасывает. а не закрепляет в собственном действии тотальное соостояние?

Ну про отреагирование и завершение гештальта ты думаю сам знаешь больше чем я. Зачем тогда спрашивать? 😉

И вообще закрепление что-либо в сознании опасная вещь, так как это мешает ему быть пустотным, т.е. наиболее беспристрастно моделировать то что приходит («Вода не имеет никакого намерения удержать в себе отражение Луны»). Закрепление — по сути obsession.

>И какое все это имеет отношение к вопросам шамана? )

Все очень просто. Шаман модет просто спросить «Друг, у тебя депрессия?» ;))) Соплеменник выпучит на него глаза, разумеется. Тогда шаман зайдет проще: «Друг а когда ты в последний раз танцевал?» «А пел?» «А улыбался?» «А слущал сказки и не боялся тишины и одиночества?» Давно???? Эээээ друг да у тебя ДЕПРЕССИЯ!!!! *достает бубен и начинает фанатично в него колотить*

:))))

Добавить комментарий для pingback_bot Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*