На интенсиве при работе с темой профессиональных ошибок вылезли два часто посещающих нас персонажа: Капитан Очевидность и Сержант Банальность.
Капитан Очевидность: Человеку свойственно ошибаться. Терапевт — человек. Ergo, терапевту свойственно ошибаться.
Сержант Банальность: Человек несовершенен. Терапевт — человек. Ergo, терапевт несовершенен.
Естественно, что разговор об “ошибке” может идти только в контексте какого-либо нормирования и ясных шкал “правильно/неправильно”. Да, чем более ясны границы, тем понятнее ситуация с ошибками.
Да, вся эта проблематика несет тему работы с чувствами стыда, вины и корзинку профессиональных страхов.
Появился вопрос: Учимся ли мы на ошибках?
Оказалось, что далеко не на всех, а только на тех, с которыми мы работали, которым мы уделяли внимание и время, где мы обращались за поддержкой.
Два ключевых момента для “профилактики” ошибок:
1. Достаточная забота о себе.
2. Достаточная профессиональная поддержка (в том числе и само-поддержка).
Честный и телесный взгляд на внутреннюю фигуру "совершенного терапевта" выявляет безжизненность этого внутреннего фантома.
Очень краткий конспект, но и времени было не так много.
Танец возрастов
…
профессиональный курс
ознакомительное занятие
курс онлайн-практики
профессиональный курс
из трех веток идей, отвечу по одной:
да -«границы и ошибки», нет — » учимся на..».
данная ветка ведет к навыку оценки/адаптации/подстройки/дрейфу шкал/границ.
«учимся» относится к навыку, но не к восприятию результата.
если наоборот — тоже можно, но грустнее (коррекция отношения к реалу тоже нужна, но не должна заменять выбора реала из виртуала)
Спасибо за отклик!
Про «учиться на ошибках» — это вывод из анализа опыта конкретной группы.