Дэвид Рок:"Наш мозг и Фейсбук"

Дэвид Рок:"Наш мозг и Фейсбук"

Про ФБ в принципе все понятно, интересна связь социального и нейрологического.

Оригинал взят у в Дэвид Рок:"Наш мозг и Фейсбук"

  Мне понравился Рок еще в этом выступлении:     Дэвид Рок "Наш мозг в работе" (насколько мог снабдил ролик переводом).

  "Хотя взлет Фейсбука был для многих неожиданным, его успех совершенно не удивил сотни исследователей, изучавших проблемы социальных взаимодействий. За последние десятилетия нейроученые обнаружили причуды мозга, связанные одной большой идеей: мы в гораздо большей степени социально ориентированны на уровне структур и систем мозга, чем это может казаться в повседневной жизни.


  Почему это важно? Конечно же, это важно для Гугл или любой другой организации стремящейся привлечь к себе внимание людей. Однако, есть темная сторона подобного знания, заслуживающая рассмотрения.

  Чем является социальный мозг: той нейронной сетью, которая всегда задействована при размышлениях о себе и других людях. Эта сеть является настолько вездесущей, что получила особое название "сеть по умолчанию". Когда мы ничего не делаем, — любимым занятием мозга становятся размышления о других людях. Эта область мозга отключается как только мы начинаем заниматься любой активной деятельностью, например, что-то подсчитываем. Но, если перестать считать, то буквально за пару секунд бездействия мозг перейдет в режим "по умолчанию".

   За последние годы появился целый ряд исследований о важности социальных взаимодействий для нашего благополучия. Мы знаем, что награды, получаемые от социума, активируют в мозге центр вознаграждения, причем более сильно, чем не от социальных взаимодействий. А социальные угрозы, такие как: одиночество или остракизм, активируют центр страха гораздо сильнее, чем не социальные угрозы. Более того, боль испытываемая от социума, например исключение из какого-то общества, активирует те же центры, которые отвечают за физическую боль.

  Совсем недавно мы узнали о том, что уровень группы, с которой вы проходите совместный тест IQ, оказывает влияние на виши результаты в этом тесте. Мы уже знаем, что положительные социальные навыки более важны для здоровья, чем диета и упражнения.

  Все подобные находки объясняют успех социальных медиа. Они дают людям то, что глубоко возбуждает мозг а очень сконцентрированном виде. И это возбуждение заставляет их возвращаться обратно снова и снова. В конце концов, мозг построен так, чтобы минимализировать опасность и максимализировать вознаграждение. Так как в современном обществе очень мало настоящих угроз, мы сосредотачиваем свою деятельность на всем, что связано с вознаграждением. Причем требующем минимальных усилий (минимализация усилий также рассматривается как вознаграждение).

   И вот суть проблемы.
   Социальные медиа могут быть настолько вознаграждающими, что подавляют нашу способность сосредоточиться на других вещах. У нашего мозга очень слабая способность к подавлению импульсов, особенно таких импульсов, которые выглядят привлекательными. Точно также, как у нас ограниченная способность совершать сложные математические вычисления в уме, так и управление импульсами очень ограничено. Это ресурс, растрачиваемый при каждом использовании. Десятилетиями маркетологи в области пищевых продуктов использовали этот плохо подавляемый импульс против нас самих, причем настолько успешно, что людей страдающих избыточным весом стало больше, чем голодающих. Наш ум в социальных сетях запускается по этому же пути. Только вместо лишних калорий, его заполняют "лишними нейронными калориями", подкармливающими мозг и стимулирующими его.

   Существует нейронная сеть для "поиска" и для "нравится" (лайк). Ответ нравится успокаивает волнение поисковой системы.  Если ответа нравится нет, мы как крыса давим на педаль снова и снова, чтобы получить хоть немного допамина, забывая об еде и отдыхе.

  Когда вы выходите он-лайн, то активируется схема поиска допамина. Однако, когда мы связываемся с людьми посредством интернета, мы не склонны получать окситоцин и серотонин, успокаивающее вознаграждение, которое обычно получаем в реальном мире. Когда мы резонируем и получаем отклик в реальном времени, через совместно разделяемые эмоции и переживания. В Твиттере вы не получите такого удовлетворения, как от личной встречи с 50-ю участниками конференции.

  Переизбыток допамина позволяющий себя прекрасно чувствовать, поступает точно также, как сахар — создает психическую гиперактивность, снижающую способность к глубокому сосредоточению. Если сферой вашей деятельности предусматривается постоянное возбуждение, типа быть репортером новостей, то подобная гиперактивность проблемой не является. Но! Забудьте о попытке сосредоточиться на чем-то другом, подумать более глубоко или научиться чему-то еще. Исследования показали, что чем больше времени ученики проводят на Фейсбуке, тем хуже у них оценки и навыки в обучении. Постоянные пользователи ФБ выглядят более общительными, но они при этом и более беспокойные, тревожные и депрессивные.

  На протяжении всей человеческой истории, любая новая технология резко меняла тот способ, каким люди привыкли взаимодействовать. И требовалось время, чтобы к этим изменениям адаптироваться. Например, при появлении первых автомобилей, люди ездили в любом направлении и на любой скорости. В конце концов появились правила дорожного движения, дорожная разметка, в результате чего на дорогах стало более безопасно. Фейсбук сам по себе злом не является, точно также, как злом не являются и автомобили. Однако наши отношения с автомобилями стали более безопасными от введения определенных правил, вместе с хорошей подготовкой водителей.

  Возможно пришло время начать думать о правилах и ограничениях скорости при использовании социальных медиа. Это безусловно очень важно для наших детей, чьи схемы саморегуляции только начинают формироваться. Однако, учитывая, что способность к саморегуляции не является сильной чертой современного общества, то, возможно, нам всем следует задуматься над пониманием влияния этого нового средства на саму нашу способность думать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*