body as

Я все больше думаю, что попытки "теории всего", поиска единого основания и ясной системы в понимании миро и человеко-устройства — это заведомо обреченные попытки, ведь невозможно полностью описать систему, находясь внутри системы. Что, конечно, не означает, что не нужен максимально возможный широкий взгляд, принятие нескольких точек зрения, нескольких перспектив. Просто стоит блюсти гносеологическую скромность.

И, если невозможна непротиворечивая (простигосподи) картина мира, если я как ограниченное человеческое существо не могу обнять своим пониманием весь мир, то что?
Ну, по крайней мере, я могу собрать прекрасную коллекцию перспектив и теорий, руководствуясь честностью и чувством стиля. да, мне нравится образ меняющейся и ценной коллекции перспектив.

В общем, моя последняя коллекция взглядов на тело выглядит следующим образом: object/subject/doorway/process.
Я исхожу из того, что в обыденном восприятии тело у человека малодифференцировано, отчуждено и функционально. В этом есть определенный смысл и определенный тупик смысла.
Посмотрим на другие позиции восприятия. Обратимся к третьему — doorway: похоже все началось с давнего дыхательно-медитативного "воспримите телесные ощущения как дверь в пустоту" и игр с образами присутствия на уроках импровизации ("ощущайте свое тело как дверь в неизвестное"). Я совсем недавно вспомнил этот образ в разговорах с Сюзан, моей новой знакомой здесь, а потом Кит Хеннесси упомянул на своей лаборатории про "тело как дверь" у Пины Бауш. Я потом не нашел у самой Пины такого, похоже, что это чья-то интерпретация. Тем не менее, образ интересный.

Тело как объект, как физический предмет в пространстве с весом, объемом, силой и ритмом — это то самое тело, которое мы встречаем при попытках изучить его "снаружи", и, между прочим это тело, к которому обращается контактная импровизация. На такое тело можно ясно опереться, но something missing. Пропускается, что это человеческое тело, что между нами возможен человеческий, субъективный, переживаемый контакт, та самая субъектно-субъектная связь. И тогда встает непростая, но интересная задача — как одновременно воспринимать себя и другого как субъект и объект?

Самый ускользающий от прямого внимания образ тела — тело как процесс. Не идея или образ процесса, а процесс как таковой, многомерная переживаемая изменчивость; история, рассказывающая саму себя. В соматике мы имеем дело с базовыми паттернами движения как фрагментами этого процесса. Сложность в том, что на процессе нельзя "удерживать" внимание, внимание может только двигаться вместе с процессом, но тогда перестают хорошо работать механизмы памяти. Интересно, у кого какие отношения с таким образом тела?

Вот такая коллекция, object/subject/doorway/process — body as

Да, кстати, еще одна обучающая программа по соматике. На этот раз — в Украине: http://hanna-somatics.ru/

Комментарии (18)

полностью присоединяюсь к вашему отношению к теории всего.

про объект-субъект.
если мы рассматриваем контакт в динамике (отход-контакт-интимность-контакт-отход (с)Р. Резник — как функциональную (питательную) динамику, слияние — изоляция — как дисфункциональную (травматическую) динамику), то чем ближе к полюсам изоляции-слияния, тем больше восприятие другого как объекта. и себя, я думаю, тоже.

важные вопросы.
но упираемся мы опять в язык. процесс это знание о том, что что-то характерным образом меняется. когда же мы говорим о теле, нас интересует некая константность, причём именно сама эта константность. тело должно быть тождественно самому себе, иначе это нельзя будет обсуждать. сам язык, его структура против. языком можно описывать только такую реальность, которая имеет структуру, равную языковой. признавая реальность трансцендентной по своей структуре любой языковой структуре, мы должны оставить язык в покое.

мне кажется, мы не можем оставить язык в покое (как и он нас), это тоже заведомо обреченная попытка

что такое: быть больше языка?
вот интересный вопрос

вера в то, что языком можно выразить или описать всё, вообще говоря, не основана ни на логике, ни на эмпирике. можно спросить любого математика и он скажет, что далеко не все структуры изоморфны (могут быть переведены одна в другую) друг другу. язык — довольно позднее средство коммуникации, возникшее изначально как способ согласовывать действия разных членов общины, побуждая их что-то делать с теми или иными проявлениями мира с тем, чтобы совместный результат превосходил отдельные усилия отдельных особей.
примером некорректности применения языка к миру являются собственно все философские проблемы и головоломки, в том числе проблемы бесконечности, могущества бога, а также и психофизическая проблема. язык испытывает сложности, пытаясь описать или осмыслить и модели современной физики. для примера можем взять такое простое понятие как место или положение. «психологическое», «человеческое» место совершенно не соответствует тому, что в физике может пониматься под местом или положением элементарной частицы. попытка осознать «размазанность» электрона или неопределённость положения частицы многих людей заводит в ментальный тупик.
с другой стороны, неадекватность языка в явном виде ни предъявить ни осознать никак нельзя, она эксплицитна по отношению к языку. ибо осознанность как таковая сама имеет языковую форму. что-то, будучи осознано, становится фразой языка.
альтернативой языку может быть чувствование без описания или проживание без самоотчёта или, в конце концов, молчание. витгенштейн писал: то, о чём нельзя говорить, об этом стоит молчать.

это я все читал
про молчание тоже ясно

для меня здесь «больше языка» значит «включая язык», а не только признавая его ограниченность

«больше языка» включая* язык быть, наверное, не может)

______
* если понимать «включая» как, например, «включая лампочку».
если «включая» выступает как отношение части и целого (например, «все дети, включая и первоклассников») то у нас просто будет две реальности: реальность, которая может быть выражена в языке и невыразимая в нём.

своевременный пост) может наконец допишу начатый некогда обзор body as для разных модальностей и парадигм))

Историческая перспектива (взгляд как на разворачивающуюся историю) запускает во мне больше процессуальности. В смысле, если я обращаюсь к тому, как по-разному оно в теле и с телом бывает, бывало, могло бы быть, то меньше соблазна описать это через объект.

Мульти-перспективность важна не как возможность получить в результате предельную карту «всего», а как вектор этой разворачивающейся истории-процесса.

мне кажется, есть gap между мгновенным временем переживания и историческим временем памяти

попытка «теории всего» — это попытка ума колонизировать мир, сделать его предсказуемым. но ум есть только инструмент в наших сложных отношениях с миром. поэтому, конечно, работают только «продуктивные метафоры», которых может быть довольно много

по отношению к телу, я бы внес еще метафору памяти (тело есть то, что помнит то, что было с человеком, что было с его родом, что было с человечеством …) и метафору знака или текста (тело не только проживает процесс, но и говорит с нами поэтическим языком об обстоятельствах жизни, часто вытесняемых)

я так много был с метафорой тела-текста, что решил на время в запасник ее отложить

с памятью стоит разобраться, да

как раз третий вариатн,тело как процесс, возможен, на мой взгляд, только после некоторого пребывания в первых двух. В изменчивости и состоит достоверность. А память выстраивает обратные перспективы, бережно удерживая на поверхности лишь то, что актуально сейчас. Весь вопрос в том, что актуально для отдельной личности в конкретный отрезок(а не момент!!) времени. Ведь чтобы выбрать актуальное событие надо , чтобы было из чего выбрать. И первое время пребывания в этом Третьем( тело-процесс) варианте, актуальными кажутся почти все события, пока не начнут либо вываливаться как охапка игрушек из детских рук. Либо не прийдет новое ощущение «вкуса актуальности».Тогда возможно появление «умиротворённости» от актуальных приятных событий и сознательное умение справляться с неприятным. Такой «здоровый»гомеостаз… как Процесс.))) И если познав(не окончательно,кнчн))) своё тело как объект, субъект, двери и прочий инвентарь вы научаетесь наблюдать Себя как процесс- можно праздновать Внутреннего Свидетеля)))

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*