В поисках центра. Центрирование в ИТДТ. Александр Гиршон

В поисках центра. Центрирование в ИТДТ. Александр Гиршон
В интегральном подходе мы смотрим на танец и как на искусство, и как на науку (и как религию, но сейчас не об этом), поэтому я предпринял свой квест в исследовании понятия центрирование (centering) в телесной психотерапии и соматике. Центр оказался неуловим, как должно быть с чем-то важным, чтобы мы не пользовались готовыми решениями, а проходили своей дорогой. Этот текст — моя дорога, которая, как я надеюсь, поможет сориентироваться в теме тем, кто интересуется, но не сможет заменить ваших собственных усилий и открытий. И тема центрирования действительно важна, если в танцевальной и телесной психотерапии и возможны «универсальные» техники, то это про центр.
Первое, что я выяснил, что нет определенного человека, который застолбил эту дорогу, первым предложил термин «центрирование», но было и есть много путей, ведущих туда или проходящих рядом. Мне представляется, что, как и многое другое в западных практиках самосовершенствования, понятие центра появилось под влиянием Востока, особенно — восточных боевых искусств. Все эти «хара», «нижний дянь-тянь», первые «чакры» и иже с ним. 
Второе влияние — пластический танец и театр начала ХХ века. Помните у Михаила Чехова: «Представьте себе центр в вашей груди. Из него излучаются жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки и ноги… Начните двигаться. Импульс к движению исходит из центра в груди. Следите, чтобы плечи, локти, бедра и колени не задерживали излучения из центра, но свободно пропускали их через себя. Осознайте эстетическое удовлетворение, которое получает ваше тело от такого рода движений».
Центр, правда, оказался немного выше, но в центр груди его помещали и Айседора Дункан и другие практики и теоретики движения. Другие танцоры помещали его в солнечное сплетение как геометрический центр тела. Интересный вопрос не «почему они это делали?», а «почему все эти варианты работают»?
Но продолжим дальше собирать варианты. В телесной психотерапии можно найти два варианта понимания “центрирования”. В Бодинамике Лизбет Марчер под центрированием понимается  наполненность изнутри, способность оставаться собой в различных ролях; ощущение собственной ценности. Оно связывается с использованием больших мышц таза и бедер, в особенности пояснично-подвздошной (psoas), длинных мышц позвоночника и т.д. Важный момент, что работа с мышцами в психотерапии подразумевает работу не с телом как объектом, а переживание себя активным, действующим, живым и конкретным.
В Биосинтезе Дэвида Боаделлы  основой является концепция о трех видах зародышевой ткани, из которых развивается человеческое тело: мезодерма, из которой развиваются костно-мышечная и сосудистая системы; эндодерма, определяющая развитие внутренних органов и эктодерма, из которой появляется нервная система и кожа. Соответственно существуют и три потока интеграции: заземление как реинтеграция на мезодермальном потоке (заземление и опоры); эмпатический контакт  и формирование нового опыта (фэйсинг) как реинтеграция на эктодермальном потоке; центрирование как реинтеграция на эндодермальном потоке (паттерны дыхания, работа с внутренними органами). 
Терапевтическая работа по центрированию в биосинтезе затрагивает уровень эндодермы, т. е внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и с соответствующими ему эмоциональными изменениями. Т. е. это движение к гармоничному дыханию и к эмоциональному равновесию.
При хорошем уровне центрирования человек находится в контакте со своими эмоциями, осознает их и имеет возможность выбора в каждой конкретной ситуации выражать свои чувства или их контейнировать, сдерживать (но не подавлять!). Подавление, репрессия эмоций часто приводит к депрессии. Хорошо центрированный человек «может себе позволить» не подавлять своих чувств и не выплескивать их безудержно. Как мы видим, в телесной психотерапии центрирование выходит за пределы человеческого тела как организма и становится частью эмоциональной и социальной жизни. 
В различных направлениях  mind-body-fitness, таких как Пилатес и др.,  существует понятие core work или core support, подразумевающая работу с большими мышцами таза, живота, низа спины и т.д. В телесном коучинге “центрирование” определяется еще более общО, вне привязок к конкретным телесным процессам (кроме дыхания), например, как ощущение себя в центре пространства через осознание всех направлений: впереди, позади, справа и слева, сверху и сниху (Пол Линден). 
Кажется, что это многообразие определений запутывает, но, как мы посмотрим ниже, они все укладываются в два аспекта центрирования. Сложность, скорее, в разрыве между непосредственным опытом и вербальным языком описания.  Как будто эта область переживаний ускользает от определений, не укладывается в привычные сети значений. 
По сути своей, центрирование – очень просто. Это действительно достаточное ощущение себя, собранное и сбалансированное. Для тех, кто внимателен к телу, оказывается, что для переживания центрированности важны ощущения связанные с балансом и устойчивостью, т.е. положением центра тяжести. Для тех, кто внимателен к языку и телу, становится ясно, что особую роль играет центральная область тела, ось, сосредоточие, core. Даже если вы не очень внимательны к телу, но это переживание вам знакомо, наблюдатель, знакомый с анализом движения отметит изменения именно в этих аспектах живого многомерного процесса, который мы называем человеческим телом.
Важно, что в этой работе мы уже согласны с тем, что телесный аспект нас — это огромная и важная часть жизни, что вне заботы о ней невозможно здоровое самоощущение, при этом “здоровое” —  означает не соответствие внешней норме, а согласование внутреннего ощущения и внешней нормы. Да, и заботиться мы можем только о чем-то живом, дорогом, теплом, своем…
В подходе, который я разрабатываю, в интегральном танце и одной из его сторон — интегральной соматике, центрирование также является ключевой темой. Эта работа, кроме ощущения силы и  наполненности движения, может дать состояние уверенности и глубинного контакта с ощущением себя.  
В моем понимании работа с центром объединяет две большие темы: 
1. Это работа с центром движения в области таза, как местом, где находится центр веса, большие  мышцы, соединяющие верх и низ, переплетение фасций и т.д. Та самая возможность «угнездиться внутри”, о которой говорили различные практики современного танца с восточными влияниями, в частности Стив Пэкстон  основательно Контактной Импровизации. Необходимо найти опору внизу живота, внутри таза. В этом случае центр тяжести и силы становится местом доступа к переживанию «центрирования». Самый прямой путь возвращения к переживанию устойчивого и наполненного образа себя.
2. Это работа с центральной линией тела (core), работа с динамическим выстраиванием позвоночника и мышц вокруг него. Доступ к переживанию внутренней опоры, внутреннего стержня, баланса гибкости и силы. Соединенность верха и низа, внутренняя собранность без напряжения, ясность направления движения, рождающаяся из этой устойчивости и связности.
Для работы с двумя этими аспектами центрирования можно использовать упражнения на осознание тела, особые образы, включение определенных групп мышц и т.д. Я находил и нахожу эти упражнения в разных подходах: Bartenieff Fundamentals и идеокинезисе Эрика Франклина, Контактной импровизации и BodyMindCentering.
На что направлены эти упражнения?
1. Освобождение и объемность дыхания. Бессознательное прерывание дыхания, недостаточный объем его — это характеристики стрессового состояния и состояния беспомощности. Объемное, потоковое и полноценное дыхание достаточно питает все клетки тела, чтобы появилось ощущение наполненности, текучести и укорененности.
Можете ли вы прямо сейчас найти дыхание, которое принесет удовольствие? Будет ли это более расслабленное или более сильное дыхание? Более длительное или более короткое? Может быть, стоит просто выдохнуть, глубоко и свободно? 
2. Витальный тонус мышц. В работе мышц возможны два нарушения, согласно бодинамике, перенапряжение (гипертонус) и слабость (гипотонус). Ощущать себя, свое тело живым, подвижным, соединенным и способным менять тонус мышц — мы развиваем эту способность разными способами. 
Сколько способов расслабления вы знаете? А сколько используете? А в стрессовых ситуациях? Можете ли вы прямо сейчас больше напрячь мышцы руки, а потом плавно ее расслаблять? Можете ли тоже самое проделать с диафрагмой? Мышцами челюсти? 
3. Простроенность скелета. Один из важных принципов, открытый практиками телесной работы: если мы работаем с более точной простроенностью скелета, то мы находим оптимальный тонус мышц. Простроенность означает согласованность внутреннего ощущения тела с анатомической реальностью и адаптивностью к среде. Более  точный и объемный образ тела, включающий ясное осознание разницы в управлении мышцами или костями/мышцами — это ключ к ясному и точному переживанию себя.
Если вы сейчас сидите, попробуйте ощутить седалищные кости, твердые выступы внутри ягодиц. Можете ли вы перенести вес на одну из этих костей, а потом — на другую, а потом найти баланс таза?  Если вы стоите, проделайте тоже самое со стопами. Можете ли вы потом расслабить пространство между стопами или пространство между седалищными костями?
4. Внутренняя наполненность тела. Ощущение наполненности противоположно переживанию внутренней болезненной пустоты, которую хочется наполнить чем попало.В телесной реальности мы уже наполнены — органами и жидкостями. Если мы присваиваем, переживаем собой эту наполненность легкими и сердцем, желудком и кишечником, половыми и выделительными органами, но не как мертвыми анатомическими муляжами, а как живыми, меняющимися, объемными, пульсирующими частями себя, то эта живая наполненность становится частью внутренней опоры.  
Можете ли вы прямо сейчас ощутить, что в вашей грудной клетке бьется сердце, сокращаются и расширяются легкие, этот ритм через движение диафрагмы передается в живот, через внутренние органы и жидкости доходит до тазового дна? Можете ли вы прямо сейчас ощутить приятную наполненность всего тела?
Если предложенные вопросы и упражнения вызывают сложности и вопросы — приходите тренироваться. На занятиях по соматике мы используем разные упражнения и что-то вам подойдет.
А так, да, все очень просто – чувствовать, на что я опираюсь и опираться, чувствовать живой баланс и  уметь его восстанавливать, переживать сложные чувства и не терять ощущения опоры и баланса, возвращаться к ним. Если я телесно умею это делать и делаю, то мне легче с чувствами и мыслями.
Что помогает находить и поддерживать центр стратегически:
1. Если вы нашли ощущение центра в теле и движение, его нужно подпитывать. Питать центр можно вниманием, согласованностью в движении, смещением центра тяжести немного вниз и т.д..
2. Активировать внутренние мышцы, чтобы снять излишнюю нагрузку с внешних. Научиться расслаблять то, что не нужно для действия и выражения прямо сейчас.
3. Быть центром движения, ориентировать себя в пространстве, замечать свое место в пространстве дома, природы, отношений…
4. Найти базовые ценности: то, вокруг чего ориентировала вся ваша жизнь. Ценности — тема, выходящая за рамки “чистого” центрирования, но по-моему опыту — это очень связанные темы. Ощущение центрирования усиливается и намного легче находится, если я ориентирован на то, что мне по-настоящему важно.