Танцевальная импровизация в России

Танцевальная импровизация в России

Александр Гиршон

Вместе с развитием танца contemporary в России появилось также такое его направление как танцевальная импровизация. Его становление, также как и развитие современного танца идет непростыми путями.
Если говорить о географии танцевальной импровизации, то можно выделить три центра, где развилась определенная инфраструктура в области танцевальной импровизации: Москва, Санкт-Петербург и Ярославль.

В Москве две группы утверждают импровизацию как принцип жизни и творчества. Это “Класс экспрессивной пластики Геннадия Абрамова” и Международная лаборатория “Театр Сайры Бланш” (и, соответственно, их “дочерние” образования – группы “ПО. В. С. ТАНЦЫ” и “Плантация”). Правда, и “Сайре Бланш” и “абрамовцам” легче найти возможности для выступлений в Европе, чем в России. Кроме того, существует определенное сообщество, посещающее мастер-классы и воркшопы, периодически работает “Контакт-клуб”.

В Санкт-Петербурге с 1996 г. действует ассоциация “Другой Танец”, объединяющая, в том числе, многих импровизаторов. В стиле “контактной импровизации” работает театр “Лесной Дом”. Регулярные выступления на сцене ДК “Красный Октябрь”, публикации (в том числе новый проект – contact newsletters “Притяжение”), регулярные занятия и проекты – в Питере традиционно проходит активная танцевальная жизнь.

Ярославль стал местом, где проводится единственный в России фестиваль современного танца, на котором всегда ярко представлена танцевальная импровизация. С 1994 г. работает Студия Танцевальной Импровизации, давшая начало двум выступающим группам – Перфоманс-Трио и театру “Секонд Хэнд”. В настоящее время работают два клуба импровизации. Импровизация также стала частым атрибутом выступлений других групп современной хореографии, объединенных в “Ассоциацию Современного Танца и Перфоманса”. Осенью 1999 г. был выпущен первый в России альманах по танцевальной импровизации.

Вся эта деятельность ведется без какой-либо поддержки со стороны государства или коммерческих структур, и поэтому, к сожалению, возможности ее развития ограничены.

Кроме внешних причин – экономических и культуральных, проблемы развития импровизации обуславливаются, на мой взгляд, также причинами психологическими.

В первую очередь, не разработано само понимание танцевальной импровизации, ее места и роли в обучении и на сцене. Это выражается в отношении к импровизации: оно либо восторженно-поверхностно, либо профессионально-презрительно. Вообще, в русской культурной традиции импровизация разработана больше в сфере драматического театра. Возможно, поэтому люди, занимающиеся импровизацией в России, приходят к ней и к танцу скорее “со стороны”, чем изнутри танцевального сообщества, и, во многом, на развитие танцевальной импровизации в России оказала влияние также волна развития пластических театров в конце 80-х.

Среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема лишь для социального танца («грязных танцев») и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие российское (советское) хореографическое образование в большинстве своем не только не умеют, но даже просто не могут импровизировать, что неоднократно наблюдалось на классах по импровизации. На мой взгляд, это недоверие основывается на нескольких «китах», один из которых — тоталитарное наследие, предполагающее недоверие личности самой себе. Поэтому индивидуалистическая культура Америки стала более «плодородной почвой» для развития импровизации (помните эмерсоновское «доверие самому себе»?).

Одна из основ импровизации – идея личной ответственности за все, что происходит на сцене или учебной площадке; возможность (внутреннее разрешение) встать на позицию творца. Эта идея, на мой взгляд, имеет не только творческое, но и социальное значение. Изживание пост-советского инфантилизма, надежды на “добрых начальников”, которые что-то для тебя сделают, важно и для развития танца в целом и для нашего общества.

Как я уже писал, существует “достаточно распространенное заблуждение — считать, что в отличие от хореографии, импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа импровизации есть, но — другая, она работает на другом структурном уровне. В первую очередь, это техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих композицию. Если танцорам традиционных направлений (включая джаз и модерн) нужно проводить много часов у станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин, “проводят много часов на полу, осознавая связи внутри тела” (из статьи “Импровизация и хореография”, альманах Танцевальная Импровизация).

Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности, индивидуальности, и этим отличается от “чистой” техники танца. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, “соавторами” импровизационного танца.

Если импровизация, как способ поиска новой лексики и тематики, естественна для молодых, ищущих хореографов и танцоров, то импровизация как сценический жанр –маргинальное явление. Во многом это обусловлено ориентацией творчества на результат, а не на процесс; для того, чтобы участвовать в фестивалях, делать “промоушен” группе необходимо иметь репертуар, иначе речь может идти только о локальных экспериментах и разовых акциях. На мой взгляд, эта ситуация накладывает ограничения на дальнейшее развитие современного танца, авторского, экспериментального по своей природе. Необходимо каждый раз находить баланс между процессом и результатом, признавая значимость и того, и другого.

Еще один аспект импровизации – ее роль в формировании танцевального сообщества, не только как сообщества профессионалов, а, скорее, социальной группы, заинтересованной в современном танце, которая включает в себя, в том числе и зрителей. Известно, что в импровизации граница между профессионалами и любителями гораздо тоньше и проницаемее; люди, имеющие опыт импровизации, могут понимать язык современного танца гораздо глубже, можно сказать “изнутри”, и поэтому становятся “хорошими зрителями”.

Импровизация как особый жанр, особое направление, возможно, еще не утвердила себя в России, но ее развитие становится необходимой частью развития современного танца в нашей стране.

(Эта статья имеет скорее историческую ценность, написана еще в прошлом веке)