Танец и терапия

Танец и терапия

Александр Гиршон

“Танец – это живой язык, которым говорит человек…
Танец требует общения прямого,
потому что его носителем и посредником
является сам человек,
а инструментом выражения – человеческое тело”.
Мэри Вигман

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с древних времен. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой.

В ХХ веке танец получил новый и очень мощный импульс к развитию. Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни человеческой личности.

Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является “совместным продуктом” развития в ХХ веке современного танца и психотерапии.

Можно выделить три области применения танцтерапии:

— танцтерапия больных (клиническая танцтерапия) – в данном случае, танцтерапия чаще используется как вспомогательная терапия, наряду с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениясми речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40-х гг. нашего века.
— танцтерапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К.Г.Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также требует достаточно длительного срока для достижения устойчивого результата.
— танцтерапия для личного развития и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, способом вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, возможностью расширить представление о самом и себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Как “работает” танцтерапия? Что она может дать нам?

Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень “тихий” язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем. У каждого тела есть свои “любимые” (точнее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык, — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание неосознанно “считывается” другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцтерапии – научить человека слышать неповторимый голос своего тела.

У нас есть определенный образ своего “я”, и даже если он не соответствует реальности, — поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ “я” выражен в образе тела. “Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь” – писал известный психолог и мыслитель Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек – это не некая заранее заданная сущность, “живая статуя”, человек – это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.

Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) того, чего мы по-настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет придти к новому пониманию своего “я”, своих возможностей.

На тренингах по танцтерапии мы часто работаем с иссследованием различных качеств движения. И оказывается, что некоторые качества нам неприятны. Мы не можем их принять. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится» — говорят они. В тоже время они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний способно изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным «слепым пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для городского жителя, заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, и насколько это лишает нас непосредственности и спонтанности.

Танец – это также взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. У нас есть устойчивые и ограниченные представления о себе, и это естественно создает неосознанные предпочтения и стереотипы во взаимоотношениях с другими людьми. Через танец мы можем:

— более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений,
— выразить те чувства, которые мы не умеем и боимся выражать,
— реализовать те желания, которые нам пока страшно или неловко воплотить,
— найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.

Танцтерапия , таким образом, работает с тремя областями нашей жизни:
— наше тело, его возможности и ограничения; ответ на вопрос “Что несет в мир мое тело?”
— наше представление осебе самих (надеюсь, любимых ;), расширение и раскрытие этих редставлений; ответ на вопрос “Кто я?
— наше взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений;
ответ на вопрос “Кто ты и что мы можем вместе?”.
Жизнь тела является зеркалом сознания. В танце становятся явными, видимыми различные качества и внутренние конфликты личности, ее неповторимость и ограниченность. Различные категории движения — пространство, время, вес, течение (по классификации Рудольфа фон Лабана, создателя системы анализа движения) являются метафорами основных жизненных “тем” личности.

Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет?

Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д.

Вес — насколько я чувствую свой вес? А — следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?

Течение — насколько направлены мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?

Другие темы, исследуемые в танцтерапии — контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Танец может быть безопасным и творческим способом выражения и принятия сложных эмоций и чувств, раскрытием новых возможностей и качеств личности, увлекательным путешествием к самому себе. Танцтерапия позволяет лучше понять взаимосвязь внутренней жизни человека и ее воплощения в танце.

Написано для газеты «Танцевальный Клондайк»