Танец Буто как метод психосоматического исследования. Тошихару Касаи

Танец Буто как метод психосоматического исследования. Тошихару Касаи

Введение
Танец Буто, проанализированный Т. Касаи в качестве метода психосоматического исследования и интеграции, описан в данной работе вместе с примерами практических упражнений системы Ногучи Таисо и элементами телесных практик с занятий Такеучи. Автор использовал метод Буто для психологической практики также в России и на Украине, и заметил значительную потребность в использовании этого метода наряду с западными психосоматическими системами. В данной работе описывается содержание метода Буто и дается последовательность упражнений для подготовки к нему. На примерах работы с конкретными частями тела показаны практические эффекты метода, цель которых — расширить наше понимание отношений между телом и сознанием, а также обратить внимание на то, что танец Буто предлагает альтернативный подход к идее целостной самореализации.

1. Психосоматический подход в Японии
На Западе существует множество идей и методов интеграции тела и сознания: техника Александера, чувственное осознание, гештальт-терапия, биоэнергетика, метод Фельденкрайса. Все эти системы также представлены и в Японии. Дж.П.Пламмер в деталях описал и сравнил эти техники и методы психосоматической терапии с точки зрения коррекции фигуры и мышечного дисбаланса. Дж.Николлс и С.Кэри провели сравнительный анализ техники Александера с более чем 20 различными психосоматическими подходами, классифицируя их в терминах глубинной психологии, работы с телом и западной эзотерики.
На метод Буто, который описывает данная статья, оказали влияние две психосоматические системы: одна из них создана М. Ногучи, другая — Т. Такеучи. Обе эти системы мало известны за пределами Японии. Возможно, основы понимания связей между телом и сознанием в системах Ногучи и Такеучи слишком отличаются от довольно механистичного западного образа тела-сознания, поэтому для западного человека сложно понять их основные идеи. При ближайшем рассмотрении они сходны с идеями западных систем, и все же они, по всей видимости, остаются загадкой за пределами Японии.
Ногучи сравнивает физические движения тела со структурами японских идеограмм.
Такеучи использует термин «karada-to-kotoba», т.е. «тело-слово как единое существо», и никогда не расщепляет его на два — подобно философскому термину Мартина Бубера «I-thou», т.е. неразделимому единству «я — ты». .
Физические упражнения системы Ногучи Таисо были впервые созданы Мичизо Ногучи в 1970-х годах, независимо от западных методов, и были приняты и использованы как эффективная обучающая система для актеров и танцоров, которым для работы необходима релаксация тела и ума, движение без лишнего напряжения.
Базовая идея системы Ногучи Таисо — то, что наше тело представляет собой не скелет с мышцами и плотью, а что-то типа мешка с водой, внутри которого плавают кости и внутренности. Ногучи также придает особое значение весу тела, говоря: «прислушивайтесь к богу силы тяжести», и считает наиболее эффективными движения с минимальным мышечным напряжением и мгновенным отпусканием этого напряжения.
Он пишет, что «мышцы существуют не для сопротивления силе тяжести или управления ей. Мышцы — это уши для внимания словам Бога Притяжения». «Noguchi Taiso не ограничивает паттерны движения, не дает названий движениям в соответствии с формой тела, не определяет цель или смысл движения заранее…»

Тошихару Такеучи, один из известных театральных режиссеров, в 1970-х годах начал вести свои занятия по драматическому искусству, известные как Takeuchi Lessons («Уроки Такеучи»), используя систему Noguchi Taisо. Ему удалось интегрировать эту систему в свое продолжительное исследование того, как может произносить слова глухой человек.
В 1983 году он принял участие в творческой лаборатории Карла Роджерса в Токио, организованной Японской Ассоциацией Гуманистической Психологии, и обнародовал на ней свои глубокие открытия о связях между телом и сознанием. В сфере гуманистической психологии это стало одним из важнейших поворотных моментов, касающихся темы связей между сознанием и телом. Автор данной статьи также присутствовал на этом мастер-классе, и имел возможность испытать на себе эффекты школы Такеучи. Одно из базовых упражнений Такеучи, называемое «Ude no burasage» — расслабление руки — является простой задачей по релаксации. Один участник расслабляет свою руку, а другой медленно поднимает и опускает ее. Для автора было шокирующим открытием обнаружить, что его рука неосознанно помогает поднимать ее и не падает, даже когда ее полностью отпустили.
Результаты психологического исследования подтвердили, что 80 — 90% людей не могут отпустить напряжение в руке при выполнении этого упражнения. С тех пор автор данной статьи занялся изучением связей между телом и сознанием через релаксацию и снятие напряжения, и занимается танцем Буто, дабы подтвердить теоретические концепции на практике.

2. Танец Буто
Танец Буто — авангардный японский стиль танца, основанный Тацуми Хиджикатой в 1960-х годах. Это был радикальный стиль танца, названный «Анкоку Буто — танец тьмы», и исполняемый обнаженными танцорами, выкрашенными белой краской. В то время танец Буто выглядел шокирующим и эксцентричным явлением даже для Японии, и сохраняет изначальный агрессивный импульс до сих пор.
Каноко Хата, японская танцовщица Буто, известная в Юго-Восточной Азии, пишет:
— В противоположность базовой концепции «как нужно стоять», предлагаемой другими стилями танца, танец Буто, согласно Т. Хиджиката, основывается на неустойчивой постановке тела — на таком теле, которое невозможно усилием воли заставить стоять, или неконтролируемом теле, которым нельзя управлять при помощи намерения…
— Основы Буто — это: 1) держать низкое положение центра тяжести тела, за счет использования японского телесного характера «ganimata» — кривых, согнутых ног; 2) извлекать жесты и позы, похороненные в потемках истории, и выпускать их через обнаженные белые тела; 3) танцевать в извращенном, аномальном стиле.
Определение Буто может отличаться у разных танцоров Буто, но данное определение отражает его базовые идеи. Один из интересных моментов здесь — выделение аспекта «археологии тела»: откапывания того, что похоронено глубоко в теле. Того, что выглядит уникальным в сравнении с другими стилями танца.
Вот еще несколько аспектов танца Буто: 1) танцоры Буто никогда не ставят целью выполнить высокие прыжки или быстрые вращения, как это принято в балете; 2) в зале, где практикуется Буто, зеркала накрываются тканью, чтобы избежать визуального восприятия тела; 3) танцоры уделяют много внимания дыханию, телесным импульсам и тонким реакциям внутренних органов; 4) для базовой подготовки они используют некоторые упражнения Ногучи Таисо.
Хотя танец Буто и является танцем, он не ограничен привычными определениями танца, особенно западными представлениями о танце с ритмичными и физически динамичными движениями. В Буто танцор может позволить себе стоять неподвижно, или кататься по земле — если в его теле рождается такая необходимость.
Несмотря на то, что танец Буто был признан в мировом искусстве как экзотический вид перформанса, его терапевтический эффект от единства тела и сознания за пределами Японии мало известен. В Японии некоторые танцоры Буто даже дают уроки танца Буто в клиниках для душевнобольных, и психологические исследования показывают повышение эффективности процесса выздоровления пациентов.
Это говорит о том, что хотя Буто и является танцевальным искусством для выступления перед публикой, техника Буто гораздо больше касается того, что происходит внутри тела и сознания танцующего — чем того, как его тело выглядит перед публикой. Даже при выполнении хореографических движений во время выступления на сцене, в танце Буто всегда наиболее значим непрерывный внутренний процесс взаимодействия тела и сознания.
Практикуя танец Буто с 1988, автор статьи обнаружил, что этот танец и метод обучения ему могут быть использованы для психосоматического исследования и интеграции, т.к. Буто позволяет человеку проживать его собственные, естественным образом возникающие эмоции: гнев, депрессию, горе, страх, радость и т.д. Подавленные эмоции, которые недопустимо показывать в социальных обстоятельствах, Буто позволяет проявлять через физические спонтанные реакции: спазмы, неконтролируемые подергивания, тремор, искажения лица и тела, падение на пол, топание ногами, катание по полу и т. д.
Буто также предоставляет возможность нашим эстетическим и духовным чувствам выйти на поверхность из забытых, подавленных слоев сознания, и зачастую это бывает опытом очищения души. После танца Буто часто следуют глубокая релаксация и духовное спокойствие, как во время медитации.
В танцевальной терапии существует термин «медитативный танец», и иногда Буто выглядит как пример такого танца. Правда, в Буто невозможно все время сохранять медитативную тишину — в нашем сознании и теле живет много взрывных импульсов, которые могут сделать танец весьма агрессивным. Ввиду такого недвусмысленного свойства, хорошо исполненный танец Буто иногда шокирует аудиторию и даже самого танцора.
У танца Буто как метода психосоматических исследований есть несколько преимуществ: 1) Буто подходит для восприятия тонких отношений между сознательным намерением и бессознательной реакцией; 2) искусственно вызванные эмоциональные реакции иногда открывают гораздо более глубокие реакции тела; 3) практикуя такое движение, человек через танец получает облегчение и исцеление; 4) у танцующего всегда есть возможность настраивать уровень физического и эмоционального напряжения в соответствии со своим состоянием.
Т.к. танец Буто может оказаться вызовом к проникновению в глубокие, экзистенциальные слои человеческой сущности, в фазе подготовки чрезвычайно важно достижение релаксации и гибкости реакций. Например, мирная неподвижность и спонтанный смех, появляющиеся после упражнений Такеучи- показатели готовности к шагу в направлении единства сознания и тела.
Отсюда следуют две стадии, которые включает в себя танец Буто как метод психосоматического исследования: стадия расслабления и стадия движения.

3. Метод Буто

А. Стадия релаксации

Ниже описано несколько характерных упражнений из систем «Noguchi Taiso» и «Takeuchi Lessons», отчасти модифицированных для использования в качестве подготовительных упражнений к танцу Буто. Упражнения в основном выполняются в парах, роли партнеров в парах чередуются. Каждый партнер, получив опыт в упражнении, после смены ролей становится помогающим партнером. Смена ролей означает, что упражнение является случаем взаимного обучения, показывающим взаимозависимость реакций тела и сознания, а также индивидуальные различия.

Упражнение «Ude-burasage»: расслабление руки
Оно часто используется в качестве первого упражнения в Уроках Такеучи. Упражнение дает участникам возможность: 1) чувствовать напряжение в своей руке; 2) прикоснуться к руке другого человека; 3) почувствовать напряжение в руке партнера; 4) осознать, что отпустить напряжение в руке нелегко, и иногда случаются неконтролируемые реакции; 5) посмеяться, обнаружив, что рука партнера не падает, даже если ее отпустили; 6) расслабиться после упражнения, с удовольствием делясь опытом с другими участниками в группе. После этого формата обычно следуют приятные физические упражнения, чтобы разогреть тела участников и атмосферу в группе.

Упражнение Karada-Hogushi: расслабление тела
Упражнение выглядит как массаж: один партнер лежит на полу, второй осторожно качает его руку. Но цель этого раскачивания — не промассажировать или растянуть мышцы и сухожилия, а дать партнеру ощущение пассивного движения и возможность наблюдать, что происходит с его телом-сознанием. Массаж обычно направлен на мышцы и сухожилия, а здесь целью является отключение защитных установок в уме и теле человека, за счет предоставления человеку некоторого времени для восприятия его собственного тела-сознания.
В «Уроках Такеучи» этот тип упражнений очень развит. Производится отдельная работа с руками, головой, шеей, ногами и т.д. Процедура проста, но наиболее важный момент — это установка обоих партнеров по отношению к упражнению. Каждый из партнеров должен открыться и попытаться воспринимать, что происходит внутри и снаружи его тела-сознания, а также в теле и сознании партнера.
Взаимозависимость партнеров часто оказывается очевидной, когда к пассивному партнеру напряжение переходит из-за беспокойства или напряжения активного партнера. Если прикосновение воспринимается как пугающее вторжение в тело-сознание, для этой пары необходимо обсудить его причины. Работа с телом может оказаться неподходящей или неэффективной для людей, страдающих душевными заболеваниями, хотя серьезных проблем при выполнении расслабляющих упражнений не случалось.
Упражнение Hogushi по расслаблению руки состоит из тестов локтя, плеча и запястья: пока один партнер лежит, второй берет его кисть и поднимает ее немного, оставляя локоть на полу. Потом он отпускает руку, проверяя, есть ли напряжение в локте.
Бывает удивительно обнаружить, что это простое упражнение оказывается трудным для большинства людей, делающих его в первый раз. Иногда Рука остается зафиксированной, или неосознанно дергается. Если есть напряжение, помогающий партнер его чувствует и говорит об этом. После нескольких попыток большинство людей привыкают отпускать напряжение локтя, но 10-20 % людей продолжают держать напряжение и повторять неуклюжие реакции.
Потом помогающий партнер поднимает руку выше, чтобы локоть оторвался от пола, и опять отпускает руку, чтобы на этот раз проверить напряжение в плече. Обычно плечо реагирует как робот, с избыточным напряжением. Задача помогающего партнера — говорить, когда и какая часть руки или плеча напряжена, и давать партнеру возможность чувствовать, что происходит в его руке и плече. Время от времени совершая обманные действия якобы поднимания или опускания плеча, можно исследовать рефлекторные реакции в плечевых мышцах партнера.
Т.к. запястье по весу легче, чем целая рука, тестирование запястья должно быть медленнее, чем тестирование локтя или плеча. Нужно **положить руку на пол внутренней стороной ладони вверх**, поднять предплечье и поставить его вертикально на локоть, запястье согнуто назад. При сгибании руки в локте в направлении плеча, запястье падает в направлении сгибания ладони. Упражнение называется «кошачья лапа». В большинстве случаев человек не может дождаться прихода в точку падения запястья, и непроизвольно сгибает его.
После проверки снятия напряжения в одной руке проверяется вторая.
Упражнения по расслаблению ноги и головы — такие же, как с рукой. Важные моменты занятий Хогуши — 1) совершать движения медленно, чтобы партнер мог чувствовать неосознанные реакции отчетливо; 2) показать ему, где и когда возникает напряжение; 3) запутать его обманными движениями и вызвать бессознательные подергивания, чтобы обнаружить рефлекторные реакции; 4) уделить внимание и придать значение напряженным реакциям, потому что они могут быть связаны с психологическими или физическими травмами; 5) создать атмосферу теплоты и поддержки в процессе выполнения упражнений, т.к. они направлены на релаксацию и успокоение тела и сознания.
После работы с тремя частями тела партнеры в паре меняются ролями.
Хотя упражнение не является массажем, зачастую после циклов напряжения-расслабления люди ощущают глубокую релаксацию тела и сознания, и иногда партнер засыпает во время выполнения упражнения. Т.к. засыпание не является целью упражнения, второй партнер должен спросить засыпающего, предпочитает ли он спать или заниматься.
Некоторый совет тем, у кого не получается отпустить напряжение: не обязательно пытаться отпустить его при помощи намерения, потому что старательные попытки невольно вызывают дополнительное напряжение. Внимательно наблюдать за данной частью тела — гораздо важнее, чем быть одержимым идеей попытки расслабиться. Феномен релаксации случается сам, после перемещения контроля в уровень бессознательного.

Упражнение Nenyoro: телесная волна
Концепция Ногучи в отношении тела отличается от обычного, механистического или анатомического понимания тела: «Человеческое тело — это нечто типа мешка с водой, в котором плавают кости, мышцы и внутренности». Упражнение Nenyoro — возможность почувствовать это.
Один из партнеров обеими руками берет за щиколотки второго партнера, лежащего на полу, и качает обе ноги вместе в горизонтальном направлении, создавая волны от ног к голове через весь корпус. Можно менять скорость и ритм волны, наблюдая за реакцией тела на изменения. Партнер, который лежит, может при этом обнаружить, что тело — это не твердый объект, а мягкий контейнер с жидкостью.

После релаксационных упражнений состояние сознания обычно становится более глубоким по сравнению с обычным уровнем — это и есть состояние психической готовности к двигательным упражнениям. Для ускорения процесса погружения иногда используются дыхательные техники и упражнения. Психологами замечено, что именно такое состояние сознания и тела помогает при психических фрустрациях и конфликтах — например, оно используется при аутогенной тренировке.

В. Стадия движения

Существует два типа танца Буто — один используется для выступлений перед публикой в качестве искусства перформанса (условно он называется «уровень Буто 2»), другой предназначен только для самого танцора и исполняется тогда, когда его не видят другие люди (уровень Буто 1). Последний из них — это и есть танец для психосоматического исследования, и приведенное ниже описание относится именно к этому типу танца Буто. Некоторые движения могут быть похожи на Noguchi Taiso или релаксационные упражнения, но меняется их смысл и отношение к ним — обычные упражнения превращаются в движения Буто.
В процессе выполнения упражнений, описанных ниже, иногда случается нечто иное, чем может ожидаться в рамках заданных телодвижений. Вы должны допускать, что Ваши телесные реакции могут перенести Вас из того состояния, в котором Вы были, в некоторую непредсказуемую область. Не обязательно быть в состоянии транса, но состояние отпущенного контроля сознания над телом поддерживать желательно — чтобы неконтролируемые реакции легко выходили на поверхность.
Пока реакции тела ведут Вас, и Вы в состоянии идти в непривычные движения без страха, эти упражнения для Вас не опасны. Соответственно, решение о том, останавливаться или продолжать, зависит от человека, выполняющего упражнение.
В технике аутогенной тренировки по релаксации, основанной Дж.Х. Шульцем, непроизвольно возникающие реакции называются аутогенным высвобождением. В танцевальной терапии, случающиеся бесконтрольно спонтанные движения часто называют «аутентичным движением», и предполагается их избегать в случаях ментальных расстройств и нарушений. Но поскольку практика Буто — это вызов к путешествию в область бессознательного, то способность отправляться в эту область и возвращаться из нее является обязательным условием. Для постепенного продвижения в этом направлении обычно бывает достаточно последовательного, внимательного выполнения всех перечисленных этапов.
Данные упражнения могут служить в качестве ключа к описанному выше состоянию сознания и тела. Ими не обязательно овладевать в совершенстве, но это и есть стартовая точка «1 уровня Буто».

Искажение
Намеренное корчение частей тела иногда вызывает реакцию дальнейших искажений, фиксаций или толчков в лице, руках, корпусе, спине, ногах и т. д… Поскольку в других телесно-ориентированных системах не встречается и не поддерживается движение такого типа, искривления тела можно считать характеристикой Буто, которая как раз и показывает темную сторону, подавленные явления нашего сознания и тела. Корчение лица, которое вначале кажется смешными, может перейти в мышечные вибрации, тик, вызывая затем цепную реакцию искривлений других частей тела. Иногда бывает необходимо отпустить некоторые скорченные части, чтобы перейти к искривлению других.

Вибрации и волны
Когда Вы стоите на согнутых ногах (эта позиция часто используется в биоэнергетике), в коленях и бедрах естественным образом возникают вибрации и волны, проходящие по всему телу. Первое время трудно бывает долго сохранять вибрацию — мышцы начинают фиксироваться.
Телесные вибрации выполняются только после упражнений по релаксации. Иногда вибрация провоцирует более резкие реакции — вздрагивания, ненаправленные подскоки, дергание ногами и т.д., которые ведут к стадии движения «1 уровня Буто».
Для осуществления вибраций, а также для избежания травмирующих движений, необходимо повышать гибкость тела.

Дыхание
Паттерны дыхания всегда влияют на состояние сознания и тела. Станислав Гроф заметил, что любая система медитации включает изменение паттерна дыхания: длинные вдохи и выдохи делают Вас спокойным и уравновешенным, а короткое и быстрое дыхание (как, например, усиленное дыхание в холотропной терапии С. Грофа) может даже привести к потере сознания. Поскольку глубокое дыхание мы обычно подавляем, то даже просто совершение более глубоких вдохов — это уже первый шаг к танцу Буто с непредсказуемыми телесными реакциями.

Движение
В танце Буто 2 уровня есть несколько базовых последовательностей и паттернов движения, но поскольку они были придуманы и поставлены хореографами для сценического выступления, они не так важны для телесно-психологического исследования, описанного здесь. Сознательное намерение к перемещению частей тела обычно заставляет тело двигаться по плану.
В танце Буто импульсы к изменению движения или позиций обычно вызваны естественными неожиданными возбудителями — внешними звуками, светом, температурой, внутренними ощущениями, болью, зудом и т.д. Здесь значимо не столько движение, которое произошло, сколько состояние сознания и тела, которое приглашает и делает возможными такие внезапные изменения положения тела. Состояние сознания и движения тела циклически стимулируют друг друга и сменяют друг друга, совершая циклы или спирали изменений.
На обычных танцевальных занятиях иногда используют мысленные образы, стремясь направить тело на движение в этих образах. Если подобная практика держит Ваше сознание сконцентрированным, и Вы движетесь внутри заданных образов, у Вас даже может возникнуть искушение посмотреть в зеркало и проверить, насколько Ваши движения отвечают образам. Такие движения — продукт Ваших мыслей, это не танец Буто, а намеренное поведение, ведомое образами. Визуальное воображение может быть использовано только для начального импульса движения.
Простейшее упражнение для Буто уровня 1 — это любое повторяющееся движение. При выполнении конкретного паттерна движения много раз изначальный импульс опускается с сознательного уровня на более глубокий, бессознательный уровень. Появляются неожиданные изменения в движении, спровоцированные внутренними причинами, и этот процесс ведет Вас в неизвестную — по крайней мере, незапланированную — область тела-сознания. Вибрация, дыхание и искривление тела — ключевые компоненты процесса телесно-психологического исследования и изменения.

Танец Буто для целей сценического выступления здесь не обсуждается, но все же следует добавить: тот факт, что на танцующего человека смотрят другие люди, очень важен, даже когда это «танец Буто 1 уровня», т.е. танец для себя. Человеческие существа, родившиеся и воспитанные среди людей — это социальные существа, и присутствие других людей — это значительный стимулятор, влияющий на ситуацию в сознании и теле, и влияющий на танец.
Поэтому танцор, практикующий только для себя наедине с собой, вскорости замечает, что в процессе уединенной практики Буто у него сильно возрастает степень чувства одиночества. Однако испытание глубокого чувства одиночества необходимо танцору для осознания одного неопровержимого факта: на глубоком уровне сознания, души, духа, тела и т.д. — все люди соединены.
Это не религиозное чувство или верование — это естественный опыт, который получает одинокий танцор, когда замечает, что его танец реально меняется от присутствия наблюдателей — независимо, присутствуют ли они зримо в данный момент. Ощущение глубокой взаимосвязи, общности — соединенности в тишине телесно-сознательной сферы — облегчает и исцеляет вынужденное одиночество нашего существования.

Перевод Е. Кулаковой (Москва)


** т.е. иероглифов. Идеограмма — условный знак, нефонетический символ, передающий целые слова, характеристику объекта, идею. Высшим этапом развития идеографии является иероглифическое письмо. 
**Термин был использован Мартином Бубером, чтобы описать обоюдные переживания взаимности, разделенных отношений, в которых самость раскрывается в отношении к другому, — в противоположность классической теории об объектных отношениях между характерами, эго которых являются отдельными сущностями.