Структура спонтанности Многообразие импровизационного опыта

Структура спонтанности Многообразие импровизационного опыта

Александр Гиршон

Импровизации нельзя научить,
но ей можно научиться.
Стив Пэкстон

Название этой статьи является своего рода оксюмороном, сочетанием несводимых друг к другу противоположностей. Спонтанность – это отсутствие прогнозируемой структуры, непрерывность без повторений, опора на пустоту, поток творчества. Структура – заранее заданная конструкция, свод правил, карта, предшествующая территории.

Структура танца детализирована в хореографии, спонтанность является безусловным атрибутом импровизации.

Импровизация исходит из мечты о безусловной свободе и демиургической жажды человека. Этот изначальный посыл практически никогда не доходит до адекватного воплощения, становясь по ходу дела “игрушкой в бисер”, обусловленной конкретным культурным контекстом. Импровизация всегда существовала внутри какой-либо стилистики, будь то пение акына или hip-hop’овый battle. Танцевальная импровизаци как явление современного искусства оформилась только в эпоху постмодерна как возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями.

Определение импровизации, данное формально (и потому безупречно и бесполезно), описывает только одну ее грань:

импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее (Синтия Новак).

В этом определении подразумевается, что есть некое ограниченное (чем?) число возможностей и оператор действий с ними.

Процессуальное определение — импровизация как умение слышать свое тело, пространство и партнеров — скорее отсылает к состоянию импровизатора, но ничего не может сказать о процессе и результате.

Все это лишь иллюстрации того, что под импровизацией подразумеваются очень разные явления, разные по изначальному посылу. Впрочем, тоже самое можно сказать и о танце в целом, тут спектр определений и пониманий максимально широк.

Естественно, что этот разброс определений связан с существованием различных направлений танца так или иначе использующих слово “импровизация”, для определения того, что они делают. Эти направления отличаются стилистикой, языком движения, использованием музыки, подходом к композиции.

Перечислим некоторые из них:

Традиционная” — импровизация внутри определенной стилистики, прямое либо формальное наследие фольклора, когда творчествро танцора состоит лишь в выборе, соединении заранее заданных форм и фигур, может существовать на просторах хип-хопа, бальных и народных танцев; искусством это называть не стоит, но удовольствие несомненно приносит, easy-dancing. О композиции лучше умолчать, музыка понятна.

Модернистская” – романтическая школа модерн-импровизации, выросшая в тени незабвенной Айседоры Дункан. Представители этой ветви считают, что чувства и состояния могут быть напрямую выражены в движении. Язык движения и его обусловленность культурной памятью и контекстом в расчет не принимается, поэтому чаще всего появляется недоделаный балет. Иногда простота все-таки хуже воровства. Всегда используется вдохновенная романтическая музыка, а когда на сцене так много искренних чувств, о композиции обычно забывают…

Постмодернистская” – искусство танцперфоманса, в котором можно выделить несколько линий.

1.Импровизационный танцтеатр имеет корни в театре абсурда, использует сильные визуальные и эмоциональные образы, простой (но при этом изощренный) язык движений, абстрактную, либо пародоксальную музыку, нелинейную композицию.
2.Контактная импровизация опирается на физиологию, физические законы (вес, момент движения) и авторитет основателя Стива Пэкстона. Прочно вошла в язык современного танца, правда, в виде контактного партнеринга. В аутентичной контактной импровизации редко используется музыка, и сам процесс несомненно важнее результата (иными словами, несценично). Бесспорно полезная физическая и психологическая практика.
3.Импровизация Форсайта – деконструктор балета, Уильям Форсайт довел рационализацию движения до предела и в результате “вышел в другое измерение”. Предельная избыточность вариантов развития любого элемента в сочетании с ясностью логики этого развития позволяет избежать плоской рациональности. Принятие решения неизбежно включает в себя еще неуловимое “что-то”, кроме того, что было изучено и опробовано. Тотальность личности танцовщика на стыке рациональности и интуиции. Изощренная композиция, сложный, “ушедший из классики” язык движения, современная авангардная музыка.
Разумеется, эта классификация, как и любые другие – условна. И цель ее – лучше понимать, что мы имеем в виду, когда говорим слово “импровизация”.

Чудо импровизации

Люди, ощутившие вкус импровизации, понимают, что такое “бедность хореографии”. Повторение лишено аромата первозданности. Хореография изначально направлена к публике, она делается для того, чтобы предьявить уже готовый продукт “на блюдечке”, а танцовщику достается роль официанта, к тому же по дороге она может “испортиться”. Поэтому она бывает скучна, несмотря на сложность, красочность и изобретательность.

Импровизация, с другой стороны, сама по себе не является презумпцией истинного творчества. Она, как мы уже видели, может исходить из очень разных предпосылок, требует особой подготовленности (или открытости) зрителя; можно назвать это также тусовочностью или включенностью в культурный контекст.

Чудо в импровизации, т.е. значимый акт творения в момент “здесь и сейчас”, “разделенная благодать” (С.Пэкстон) более вероятна в импровизации, но не гарантирована. Человек может заниматься импровизацией, потому что не владеет хореографией, или потому, что желает точности и правды выражения. Человек может заниматься хореографией потому, что боится импровизации, боится другого уровня открытости (самому себе, конечно).

Импровизация — это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной концентрации и удивительной моменты магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их.

Когда исчезает страх, и человек реально умеет импровизировать (т.е. выстраивать отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными возможностями и импульсами в настоящий момент времени), чудо более возможно.

И, хотя, чудо всегда редкость, “ставка” — разделенная благодать — оправдывает риск.

“Если вы хотите попасть в действительно новое место, вы не можете знать, куда вы идете” (С.Пэкстон)

Написано для газеты «Танцевальный Клондайк»