Ощущениe, чувствo, действиe. Нэнси Старк Смит

Ощущениe, чувствo, действиe. Нэнси Старк Смит

Интервью с Бонни Бейнбридж Коэн для CQ

 Интервью состоялось в Нортгемптоне, Массачусетс, США, 26 ноября 1980 года 

CQ: В своей работе вы часто говорите о «воплощении» (embodiemt). Можете ли вы что-то сказать об этом?

 БК: Хороший пример — это новорожденные. Когда их руки проходят возле лица, поначалу только кратковременное узнавание чего-то проносится в глазах. Через некоторое время, когда они развиваются, рука будет идти мимо глаз, они будут следовать за ней, однако узнавания, что это их рука еще не будет. Однажды они последуют за ней и повернут свою голову, и они двинут свою руку обратно и повернут голову обратно и вы увидите что-то в их глазах когда они начнут действительно управлять рукой. Затем в ощущениях проясняется, что эта рука есть я. И затем происходит игра между двумя руками, и игра рук и глаз.

Таким образом воплощение – это отделение.  Это чувство силы, присутствующей в теле.  Но для того, чтобы воплощать себя, нам необходимо узнать что нами не является. Это приводит нас к отношениям. Ребенок, который воплощает толькособственную руку, например, может быть и аутичным. Если это продолжается слишком долго, значит присутствует самопоглощение, есть определенное осознание, что  есть  я, но нет осознанности, что ты – это ты. Если есть только я и нет того, кем я не являюсь, тогда я не думаю, что это сработает. Тогда нет контрбаланса/противовеса, нет определения. Я хочу обозначить, что сбалансированное воплощение должно включать: «Вот конец меня, это начало чего-то другого».

 CQ: В чем разница между традиционным способом изучения анатомии и процессом ее воплощения?

 БК: В основном, анатомия преподается, так как я училась ей и, как я вижу, ее преподают в других местах; вам дают визуальный образ тела. У нас есть образ, но нет кинестетического переживания его внутри нас самих. Возможно, мы даже скажем: «О, во мне есть эта кость или эта мышца», — но это скорее интеллектуальная концепция, чем информация, пришедшая через внутренний канал от рецепторов самих этих органов. Информация всегда приходит изнутри, но каждый человек выбирает канал для узнавания. В обучении, которое проводится в нашей школе (Body-Mind Centering), мы тщательно отбираем получаемые сигналы; мы  идем от одной системы к другой – сейчас мы проходим через ощущения, и собираемся принимать информацию от скелета, от глаз, от мышц, от внутренних органов, от желез, мозга, крови. Признавая их, мы видим, что это каналы, которые могут быть приняты нами по выбору. Однажды приняв информацию осознанно, мы можем использовать ее дальше, не считая ее главной. Одна вещь, которая, как я думаю, важна в отношении ощущений состоит в том, что мы достигаем  точки, в которой мы становимся осознанными, а далее мы даем этому происходить так, что мотивацией является уже не само ощущение, а действие, основанное на перцепции. Что часто происходит, это то, что когда мы становимся осознанными к ощущениям, мы забываем о действии. Перцепция становится основной вещью: что я воспринимаю. Вместо еды важным становится: какой у еды вкус, текстура. Вместо обычной прогулки: как я гуляю, как ноги проходят друг мимо друга,  как падают кости. Все это важно, однако есть время и для обычной прогулки, и еды для питания организма.

 CQ: Тогда какова важность воплощения? Стоит ли беспокоиться, когда ты гуляешь, об осознании того, как это чувствуется в деталях или быть вовлеченным в это?

 БК: Если мы не тормозим любое естественное функционирование, тогда, возможно, не будет никакой нужды.  На самом деле вы видите, что люди, у которых нет множества проблем, кто достаточно хорошо интегрирован, не проводят много времени в интеграции, они проводя свое время в определенных действиях. Большинство из нас в своей работе приходят к этому, потому что у нас есть проблемы, мы затормозили себя в некоторых направлениях, не делая того действия, которое, как мы чувствовали, должны были бы совершить. Проявляя осознанность в процессе, мы ликвидируем наши бессознательные привычки и можем функционировать нормально. Если однажды ва удалили  препятствие и действуете эффективно, нет необходимости продолжать искать препятствия. Это не означает, что теперь никогда не будем нуждаться в осознанности, но есть моменты, когда мы можем просто действовать и не обязанны отслеживать нашу деятельность.

CQ: Другое достижение такого рода работы могло было бы состоять в том, что вы можете осознавать и разбираться с небольшими дисбалансами прежде того, как они станут основной проблемой.

БК: Конечно, это ведет к осознанности. Это и есть осознанность. Но я также часто наблюдаю, что мы в этой работе так много концентрируемся на жонглировании системами, что, в конечном итоге, на долгое время становимся больными. Я думаю, что определенные части нас идентифицируются с той системой или с дисбалансом, который мы изучаем. Так фактически мы переходим от одного несбалансированного состояния к другому.  Конечно, мы становимся лучше или потенциально лучше, держа в балансе все эти разные части, но что я исследую  сейчас, это то, как мы можем прийти к некому целостному образу, целостному состоянию ума, с которым мы могли бы идентифицироваться. Тогда изучение каждой системы будет исследованием, но оно не будет вовлекать нашу основную сущность. Поэтому, я думаю мы можем стать осознанными по отношению к дисбалансам без того, чтобы становиться больными.

 CQ: Как вы представляете введение «целостного образа»?

 БК: Я вижу что наша работа в следующую пару лет вступит в переходный период. Она подходит к другому виду приближения, когда видение базируется на том, что мы уже получили, изучив каждую систему. Следующий уровень будет больше ориентирован на ум, а не на на тело. Оба будут присутствовать здесь, но только так же как ум сейчас на территории тела, так тело будет на территории ума.

 CQ: Что вы подразумеваете под «основанным на уме»?

 БК: Каждый начинает изучение с определенным складом ума и мы обычно остаемся с ним во всех наших исследованиях. Что я делаю сейчас, это стараюсь помогать людям различать этот ум, которым они пользуются, по сравнению с «умом» самого материала.  К примеру, некоторые люди могут ощущать больше через кости, некоторые – через мускулы, другие скажут, что они больше в ощущениях. Это разные вещи, когда ты ощущаешь что-то, когда ты это чувствуешь это, или просто делаешь это. Ощущения относятся к нервной системе, получению сигнала от рецепторов. Чувствование и поток относятся к системе жидкостей, включающих кровеносную, лимфатическую, и спинномозговую жидкости. Подходя ко всему из одного «ума», вы все время инициируете действия из одного и того же места. Например, я думаю что много людей в контактной работе работают с ощущениями – ощущают, где они находятся, чувствуют вес, они используют свои системы рецепторов для того чтобы начать движение, в частности рецепторы веса и рецепторы движения. Но есть одна забавная вещь в этом. Жидкости – это противовес рецепторам и нервной системе. Таким образом, если движение всегда начинается из нервной системы, тогда жидкости являются поддержкой. Тогда наступает момент, когда ты хочешь изменить этот баланс, когда вы хотите, чтобы рецепторы работали меньше, становясь поддержкой, и дали жидкостям двигать вас. Вы просто идете в движение,  без отслеживания ощущений, больше доверяя тому, что ощущения проходят бессознательно и поддержат тебя без осознанния. Когда я говорю – забудьте их,  я имею в виду, дайте им приходить бессознательно и дайте жидкостям управлять. Возьмите большую группу людей заставьте их двигаться в очень маленьком пространстве, и заставьте их двигаться, сканируя ощущения. Они замедлятся. Когда люди ощущают, это замедление, приходящее от жидкостей. Затем скажите им сбросить это и двигаться очень быстро в плотной группе без осознавания. Вы обнаружите, что больше безопасности при быстром движении без осознавания, чем при медленном осознавании. Тем не менее, мы открыли, что  мы двигаемся наилучшим образом, автоматически и эффективно, когда мы двигаемся быстро в потоке, когда ощущения воспринимаются бессознательно, а главную роль играет импульс, чем когда мы двигаемся медленно, с постоянным осознаванием. Это случается снова и снова. Люди удивлены, что они чувствуют себя более безопасно в быстром движении, чем когда они осознают, где находится каждый человек. В первом случае у них меньше шансов столкнуться с кем-то и попасть в аварию.  Но если у вас группа людей, у которых нет опыта осознавания (чувствования), и если вы позволите им двигаться быстро, возможно они будут постоянно натыкаться друг на друга. Они будут сталкиваться друг с другом, потому что они не понимают, где они.

 CQ: Так значит, вы используете осознавание как поддержку для потока, но, если ощущения не развиты, они не могут быть надежной поддержкой?

 БК: Да, тогда поток никогда не будет поддержкой для чувств (осознавания). Это баланс. Я говорю не о выборе между одним и другим, но о балансе. Мы склонны быть однобокими.

CQ:  Вы говорили об ощущении, чувствовании и действии. В чем разница между ощущением и чувствованием? Откуда мы чувствуем?

 БК: Жидкости/поток. Если вы ощущаете, это неэмоциональное пространство. Но  когда вы чувствуете, тогда у вас возникают эмоции. Много работы с ощущениями — это бегство от эмоций.   Когда нет баланса, вы подавляете эмоциональную интеграцию. Что касается меня,  то я была настолько хаотично эмоциональной, как лава, текущая то в одну сторону, то в другую, и, казалось, неспособна справиться с этим, ощущения стали своего рода спасением для меня. И они как раз могут быть путем проникновения внутрь. Через ощущения мы проникаем внутрь. Но, когда эмоции уходят, наступает дисбаланс. Из-за моей работы и чувствительности системы, присутствует огромная амплитуда колебаний, которые нельзя назвать незначительными изменениями. Так что иногда у меня возникает куча проблем с текучестью. И тогда надо вернуться в поток, который позволит мне снова погрузиться в эмоции. Но уже с осознанием — как балансом, как поддерживающей структурой.

CQ: Эти чувства лучше функционируют в качестве поддержки в знакомой обстановке или в незнакомом окружении?

 БК: Когда вы в незнакомом окружении, первое, что вы делаете — это переключаетесь на свои чувства; ваше восприятие обостряется тогда, когда вы не знаете, где границы. Чтобы быть начеку, вы замедляете поток. Но, если вы находитесь непосредственно в моменте опасности и слишком долго не даете себе возможности воспринимать его, вы будете уничтожены, вы умрете. Вы просто обязаны действовать, и вот тут-то все воспринимаемое и осознается.  К счастью,  у нас есть достаточно поддерживающей вас способности к восприятию, чтобы мы выжили.

 CQ: Красивое разграничение, которое вы сделали между течениями (импульсами), становящимися потоком, и мозгом и нервной системой, становящимися восприятием, чувствованием.  Контактная импровизация интересна в этом контексте, потому что, кажется, вы призываете действовать так, как  чувствуется.

 БК: Тут она наиболее красива. C точки зрения наблюдения контакт может длиться долго и скучно, пока не наступает момент, когда кто-то начинает вырываться из этого, и тут вы находите хороших контактников. Вы видите, как они вырываются из наблюдения ощущений, они просто действуют. Это очень возбуждающе, и вы испытываете экстаз, наблюдая это, и я уверена — вы переживете экстаз, участвуя в этом. Вы можете наблюдать это только у людей, которые чувствуют себя в безопасности, которые ощутили достаточно для того, чтобы позволить себе чувствовать. Безусловно, если вы будете со мной там, вначале нет иного пути — я просто буду отвечать, потому что я не знаю, как реагировать. Я собираюсь двигаться медленно и чувствовать небольшую часть моего тела, где оно находится, и в какой-то момент я просто начну двигаться в потоке. И тогда не остается ничего сдерживающего.

CQ:  В этой точке вы переворачиваете систему от ощущения к действию? От нервной системы к жидкостям?

 БК: Это не качели, с одним краем здесь и другим – там. Что происходит, когда вы замечаете, что замедляете дыхание, потому что замедляете поток? Важная роль крови в том, что она переносит кислород во все клетки и выводит отходы. Так что это в основном про кислород, которым дышат. Таким образом здесь появляется другая система, респираторная, которая изучается в отношении с кровеносной. Человек делает глубокий вдох и вы знаете, жидкости будут отпущены. Жидкости — это внутреннее дыхание по сравнению с внешним дыханием воздухом, которое мы подразумеваем под дыханием обычно. Внешнее дыхание внутренне управляется течением крови.

CQ:  Часто, совершая работу по сканированию ощущений, чувства гравитации и релаксации, на каждом уровне релаксации приходит глубокое дыхание, своего рода освобождение. Меня заинтересовало, что это было?

 БК: Сканируя ощущения мы освобождаем  ограничения, будь это мышечные или какие-то другие, что освобождает кровь. Дыхание следует за этим. Когда вы чувствуете глубокое дыхание, что-то было трансформировано в нервной системе.

CQ:  Чувствуете ли вы, что работая с такой областью как глаза, вы работаете точно также как и со всеми другими системами?

 БК: Я стараюсь обращаться к целому классу систем, связанных с видением — ощущениe скелетной и мышечной системы глаза, нервной системы и т.д. Мы делаем много работы по осознанию, но что я пыталась вынести оттуда – это то, что видение – это нечто другое. Это не то, из чего состоит глаз.  Он не был создан для того, чтобы его ощущали, он создан совершать действие. Он создан, чтобы быть активным.   Восприятие, когда оно задействовано, это действие, а не восприятие самого себя. Те из нас, у кого есть проблемы со зрением, становясь осознанными, скажут какие мышцы каким образом натянуты. Эта информация становится частью нашего знания. Она может уйти в наше бессознательное. Но когда вы собираетесь смотреть, не пытайтесь двигать своими мышцами или костями, а дайте глазу реагировать на отраженный свет. Мы даже пытаемся воспринимать свет; как ты воспринимаешь свет, как ты становишься  чувствительным к этому феномену? Став однажды чувствительным к этому явлению, позвольте восприятию как своему движителю или как своей цели и дайте этому стать поддержкой для видения.

Эволюционно зрительный аппарат был создан для смотрения, а не для восприятия, как он выглядит. И если все работало хорошо, тогда, может быть, нет нужны в такой самосознательности? Тем не менее, мы получили проблемы и способность чувствовать их, которая предлагает нам трансформировать эту самоосознанность в знание себя. Однако без действия (внешнее видение) в балансе с внутренним видением, эта трансформация не произойдет.  

Перевод Юлии Саблиной