Никто за вас ваш танец не станцует!

Никто за вас ваш танец не станцует!

Интервью подготовила Карина Турбовская для ИД «Компаньон»

Найти себя, гармонию с собой и стремительно меняющимся миром — задача, которую разные люди оценивают по-разному. Кто-то как «нереальную», кто-то как «непростую». Наш собеседник уверен, что знает путь к гармоничному состоянию, верному балансу мира в себе и себя в мире. Танцевально-двигательный терапевт, хореограф Александр Гиршон размышляет о создании своего мира, личном пространстве в сегодняшней социальной системе и о том, как это — жить, танцуя.

— Александр, у вас есть любопытная мысль: «Моя любимая игра в 10-12 лет — строить из пластилина дома, людей и так далее. Создавать свой мир. Мне кажется, что я до сих пор занимаюсь тем же самым — создаю свой мир. Не приспосабливаюсь к этому, не стремлюсь его переделать». Реально ли создание своего мира в действительности?
— Полагаю, многие люди создают свои миры. Общаясь с друзьями, я понимаю, что способ жизни, окружение, выбранные мной и близкими мне людьми, в большей степени — хорошие. Мы действительно можем сами выбирать, с кем общаться, с кем дружить, где работать, на что ориентироваться и так далее. Один из ключевых моментов состоит как раз в том, какое окружение мы себе выбираем, каких людей. Такой выбор — вполне реальная задача для любого человека.
Нельзя да и не нужно быть полностью свободным от общества и тех процессов, которые в нём происходят. На них необходимо отвечать. Весь вопрос опять же в выборе: как отвечать. Очень распространены два варианта. Либо человек становится на путь предельного конформизма: «Куда деваться! Буду как все! С волками жить — по-волчьи выть!» Либо выбирает другой крайний способ реагировать — бунт: «Буду протестовать против существующего порядка вещей!» Мне же интересна иная позиция, отчасти связанная с танцем. Я считаю, что в любой, даже самой жёсткой системе, достаточно свободного места и пустого пространства, где можно двигаться, не подстраиваясь под систему и не бунтуя против неё. Возможно находить для себя ниши.

— Вас не обвиняли в уходе от реальности в связи с такой позицией?
— Я могу понять, что у людей, встающих на путь личностных изменений, иногда возникает конфликт. Есть старая реальность, которую они покидают. И есть новая, с другими контактами, людьми, иным способом жить. На определённом этапе две действительности могут входить в противоречие. Человек задаётся вопросом: что из этого реально? Могу ответить: и то, и другое!
Человек живёт не в одной реальности, а сразу во многих. У каждого из нас разные контексты жизни, где действуют различные ситуационные факторы, стало быть, и мы получаемся в разных контекстах разными. И в нашей воле какие-то факторы усилить, а какие-то ослабить. Это вновь вопрос выбора. Что я усиливаю, какие ценности воплощаю через свои выборы, где находится мой центр тяжести?

— Вы — организатор танцевальных прогулок по Москве, во время которых большая компания людей с общей музыкой в наушниках протанцовывает определённый маршрут по столице. Мне кажется, вам удаётся немного изменить московскую действительность. Во всяком случае, когда смотришь видеозарисовки с ваших прогулок, видно, что улыбаются не только их участники, но и прохожие.
— Этот проект – в каком-то смысле ответ на сегодняшнюю бОльшую жёсткость социальной системы. Мой ответ и тех людей, которые участвуют в танцевальных прогулках. Не знаю, меняют ли они что-то. Но здорово, что у каждого есть живая возможность прийти и станцевать свой маршрут по Москве, а сегодня и по другим городам России.

— Верно ли я понимаю, что вас можно назвать одним из основоположников танцевально-двигательной терапии в нашей стране?
— В принципе, это так. Есть две московские и одна петербургская школы, которые начинались примерно в одно время, в середине 1990 годов. Одну из школ Москвы основал я.

— Можно услышать определение? Танцевально-двигательная терапия — это …
— Приведу два. То, что мы чаще используем в интегративном подходе, и определение американской танцевальной ассоциации. Я занимаюсь психотерапевтической поддержкой и сопровождением людей в развитии с помощью танца и движения.
Классическая формулировка несколько иная: танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — это психотерапевтическое использование движения для большей личностной и социальной интеграции.

— Очень частое слово ваших статей, семинаров — «интеграция». Что имеется в виду в контексте танцевально-двигательной терапии?
— Как вы понимаете, в любом случае, это объединение, со-единённость. В той модели, которой я пользуюсь, есть несколько слоёв смыслов слова «интеграция». В частности, оно обозначает состояние целостности человека, внутренней гармонии, когда он восклицает: «О! Теперь я в контакте, в ладу с собой!» Состояние, которое характеризуется отсутствием или уменьшением напряжения, внутренним балансом, в том числе, и на физиологическом уровне, благодаря балансировке межполушарной активности. Понятно, что любое состояние временно. Интегративное также конечно.
Другой уровень, когда человек приобретает достаточную целостность образа себя. Интеграция становится не просто состоянием, а переходит в базовый фон. Это не значит, что у человека исчезают все проблемы и конфликты. Это значит, что когда человек встречается с ними, ему есть на что опереться, у него заложена здоровая основа, есть целостность.
Следующая сторона интеграции проявляется в отношениях с другими людьми. Конечно, отношения — живой процесс, в них есть развитие, кризисы, их разрешения. Но эта сторона интеграции очень важна: обрести не только внутреннюю целостность, но определённый уровень отношений с близкими людьми, который бы удовлетворял обе стороны. Понимание, что мы вместе, и это значимо для нас обоих. Четвёртый уровень интеграции — интегрированность в мир. Проще говоря, то место в социуме, которое я занимаю, действительно моё, и оно меня вполне удовлетворяет. На всех уровнях важно, что интеграция — это включённость и правильный баланс с собой и миром.
Ещё один важный момент, который достаточно сложно описать. Интеграция — не заданная модель, а непосредственное переживание человека. У меня всё хорошо! Этого нельзя измерить, но я нахожусь в таких отношениях с собой, близкими людьми и миром, которые меня устраивают.

— Наверняка, к вам на семинары и мастер-классы приходят самые разные люди. Ни у кого не возникало отторжения относительно интеграции с той реальностью, которая окружает нас сегодня?
— Здесь опять важный момент: с какой из реальностей вы интегрируетесь. Люди, которые находятся только в позиции жертвы и тотального недовольства миром, — это не тот круг, с которым я работаю. И не потому, что не хочу. Они не приходят ко мне. Позиция жертвы нередка. Но максимально не эффективна. Можно попробовать и из такого положения заниматься танцем, но, скорее всего, это не сработает. Очень важно, из чего ты исходил, когда танцевал. Танец — это не таблетка, механически не действует. Иной процесс. Живая деятельность.
Необходимо понимать, что танец включает творческую адаптацию к действительности. Любое же творчество означает, что я что-то создаю, творю. Неважно, в какой сфере, будет ли это танец, близкие отношения с человеком или социальный проект, в любом случае ты занимаешь активную позицию.

— Есть ли люди, которым танцевально-двигательная терапия категорически не показана?
— Противопоказанием является острая стадия психоза, когда нужны только лекарства. Во всех остальных случаях, размышляя о занятиях танцами, следует, скорее, думать о том, какое направление выбрать, сколько и как заниматься. Спектр применения различных танцевальных практик, не только ТДТ, весьма широк. И самих практик за последние полвека появилось великое множество. На разных континентах вырос целый цветник различных танцевальных и двигательных направлений, работающих с самыми разными людьми.
Что до ТДТ, то она начиналась в психиатрических лечебницах, как способ поддержки и социальной реабилитации людей с психическими заболеваниями. Сегодня большая работа ведётся с детьми, в частности, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с пожилыми людьми и для их социальной интеграции, и для улучшения физического состояния, с людьми с онкозаболеваниями.
Танец, ТДТ — это не панацея (таковой вообще нет на свете), не гарантия полного исцеления, это поддержка людей. Танец даёт больше жизненности, больше коммуникации с другими, больше первичной радости жизни.
С моей точки зрения, не следует делить людей на категории: этим подходит ТДТ, этим не подходит. Важно совсем другое. Если есть человек, который живёт и горит танцем, несущий его другим людям, это будет работать. Важно живое участие в танце.

— Кому показана ТДТ?
— Я уже сказал, что танцевальные и двигательные техники применяются при самых различных заболеваниях и в самых различных жизненных ситуациях. Но они будут работать лишь в том случае, если человек сам хочет и готов танцевать. Важна внутренняя готовность.
Это и есть ключевое условие, и ограничение для применения ТДТ. Нельзя танцевать только потому, что доктор прописал. Нельзя заставить танцевать. Это не сработает. Никто за вас ваш танец не станцует! Любая двигательная техника станет ресурсом, который даёт силы, укрепляет иммунную систему лишь в том случае, если человек сам хочет танцевать, если ему это интересно.

— Можно ли «вытанцевать» болезнь?
— Люди рассказывают достаточно много историй, когда болезнь уходит. Допустим, она была достаточно простая и поймана на каком-то начальном этапе. У человека же вовремя «щёлкнуло»: «Займусь танцами!» Естественно, увеличивается выработка эндорфинов, идёт активизация организма, в том числе, иммунной системы, и человек выздоравливает. Это одна история. Но если мы имеем дело с клинической картиной хронической болезни, то это уже совсем другой расклад. В таких случаях нельзя исключать медицину, которая многого достигла. Для каких-то заболеваний именно официальная медицина станет самым адекватным способом излечения.
В вопросах, связанных с применением ТДТ для излечения, я следую идеям американской танцовщицы Анны Халприн. У неё был рак, и после того, как она вылечилась, оказалось, что у неё накопилось множество болезненных переживаний. Именно с ними она работала методом танца. Можно добиться физического излечения, на уровне тела, но не менее важным оказывается исцеление психологическое, вытанцовывание болезненных чувств, возвращение себе сил, жизненной энергии. Это безусловно помогает исцелению человека в целом.

— Вы хотите сказать, что танцуя, можно изменить свою жизнь?
— Конечно, да. Танец на протяжении тысячелетий выполнял много ролей и функций. Был священным ритуалом, искусством, развлечением, работой, спортом и так далее. В разных культурах в разные времена он выполнял самые различные функции. Но в любой своей ипостаси он меняет человека. Утверждаются новые качества, люди становятся более уверенными, раскрепощёнными, целенаправленными. Есть десятки, сотни историй о людях, изменившихся с помощью танца.

— Можно ли, глядя на то, как человек двигается, определить, какой он?
— Определение человека как набора личностных качеств — устаревшая модель. В современной психологии она не используется. Понятно, что есть некие предпосылки, личные истории, «задающие» персону. Но на этом основании нельзя ставить «диагноз». Человек — это процесс. И куда более актуально, чтобы он был в большем контакте с собой, умел бы определять себя в текущем моменте. В том числе этому на занятиях ТДТ мы помогаем. В том числе и с помощью такой дисциплины как анализ движения. Человек начинает более ясно понимать, что для него важно, куда ему следует направляться, как наиболее оптимально развиваться.
Важный момент: я не исхожу из позиции, что я — эксперт и лучше знаю, что человеку необходимо. Напротив, самый крупный эксперт в жизни человека — он сам. И в этом — стать лучшим экспертом собственной жизни, мы можем помочь, обращаясь к ТДТ.

— Сегодня достаточно широко распространены книги, где расписаны жесты и позы человека с пояснениями, что стоит за ними, какое настроение, мысли. Если исходить из вашего опыта, такие «справочники» верны?
— Моя точка зрения по этому вопросу достаточно радикальна. Я считаю, что это вредно. Потому что живой контакт заменяется схемами. Да, за ними стоит определённая реальность, в каких-то случаях на эти модели можно опереться. Но достаточно высока вероятность ошибки: при общении с человеком вы можете встретиться с подсмотренной в книге схемой и совершенно неверно её истолковать. Поэтому мы изначально учим живому контакту, пониманию контекста, личной истории человека. Только после этого можно посмотреть, а подходит ли к этому случаю модель. Без реального живого контакта все эти схемы приносят только вред.

— Знаю истории нескольких пар, где женщина бывает настроена на изменения и зовёт мужа заняться танцами. Мужья, как правило, не отвечают на призыв. Есть ли какой-то универсальный совет в такой ситуации?
— Давать советы, не зная реальной ситуации — плохое занятие! Я бы сказал так: тем парам, которые находят общий танец, очень везёт! Это большая удача и большой ресурс для семьи. Для того, чтобы его использовать, нужна большая смелость со стороны мужчины и большое принятие со стороны женщины. Хорошо, если вам повезёт найти общий танец. Однако так бывает не всегда.