Из статьи «Когнитивная нейрология и танцевальная импровизация». Ивар Хагердорн

Из статьи «Когнитивная нейрология и танцевальная импровизация». Ивар Хагердорн

Почему же танцоры попадают в одни и те же паттерны движения, когда свободно импровизируют? Чтобы разобраться в этом явлении, нам нужно «покопаться» в том, как происходит принятие решения двигаться тем или иным образом, как движение выбирается из набора альтернатив, как развивается последовательность движений, как обучаются движению и т.д.
Прежде всего, следует отметить, что я имею в виду бессознательные паттерны, те стереотипы, о которых танцоры говорят, что они в них «застревают». Я нашла, что полезно выделить различные виды паттернов. Наиболее очевидный — типа, «если А, то В», хотя А и В может быть непросто определить, потому что в танце движение часто я вляется сложным, состоящим как из иерархии, так и из последовательности движения. Например, у танцовщика может быть «излюбленный» вид перехода из партера наверх или перехода в партер, или движения правой рукой и обеими ногами во время ускорения. Эти паттерны возможно контролировать до определенного уровня, но только при медленном движении; когда скорость увеличивается, они появляются вновь. Наилучший способ избежать этих паттернов — управлять ими так, чтобы через многократные повторы найти хотябы небольшой набор альтернативных движений, обладающих тем же эффектом или преследующих ту же цель(т.е. подъем или падение). Я надеюсь, что дальнейший анализ паттернов движения этого типа принесет больше понимания их природы и природы моторной системы человеческого организма в целом.
Второй паттерн движения относится к позе и конфигурации тела по время движения или последовательности движений. Что происходит с руками, кистями, головой и т.д., когда вы движетесь другой частью тела? Внимательное изучение различных стилей танца показывает. Что существуют различные константы, соотносящиеся с «лишними» частями тела. На самом деле «фоновые», «вторичные» движения также важны для определения стиля, как и «первичные», «ведущие» движения. И, если «первичные движения» больше важны для организации последовательности в целом, то «вторичные» паттерны больше соотносятся с контрапунктными движениями, например, что делает левая рука, когда правая играет ведущую роль? И вновь, более подробный анализ этих паттернов может дать более глубокое понимание природы моторной системы и идеи о том, как избегать этих неосознанных повторений.
Когда танцоров впервые просят импровизировать, зачастую они не знают. Что делать: как выбрать движение из набора всех возможностей? Какое движение делать после этого? А дальше? Количество возможностей может подавлять. Поэтому в танцевальной импровизации есть две проблемы: с одной стороны, выбор слишком велик, а, с другой. Он моэжет быть сделан заранее, до того, как реально произойдет движение, и явиться результатом бессознательного повторяющегося паттерна. Эти проблемы решаются танцорами и хореографами многими способами: вариации на тему, которые устанавливают выбор через варьирование заранее данной танцевальной комбинации; структура импровизации, например. Описывать треугольники различными частями тела и т.д.


Перевод достаточно неуклюжий, впрочем оригинал недалек от него. Однако вопросы действительно важные.