Диалоги о движении

Диалоги о движении
Осенью 2011 года я запустил проект «Диалоги о движении». Мне хотелось со вкусом и не спеша обсудить те аспекты танца, движения и импровизации, которые интересуют людей, о которых мне будет что сказать и поразмыслить. Честно говоря, я не слишком удовлетворен этим проектом именно как «диалогами», больше это похоже на вопрос-ответ. Тем не менее, кажется, что некоторые тексты достаточно интересны, поэтому публикую их здесь.
______________________________________________________________________________________________________________

 

Диалог 1

Александр, на фотографиях с Ваших занятий — молодые практически совершенные человеческие тела, прекрасные эстетические формы, красивые, застывшие на снимках позы. Заметно больше девушек. Причем заметно красивых! 
Что Вы можете сказать — несовершенным человеческим организмам — в силу возраста, недугов, увечий или иных каких-то причин — не имеющим столь привлекательный эстетический вид?
 
girshon
Одно из самых важных переживаний для меня на занятиях — те моменты, когда само пространство зала наполнено красотой танца. Это возникает само, когда люди действительно увлечены движением, поглощены потоком. Эта красота не относится к  соответствию каким-то глянцевым канонам, оценке со сторон, возрасту. Честно говоря, людям, которые танцуют, в этот момент не до оценки собственной привлекательности, они сами в этот момент становятся красотой; красотой, открытой сопереживающему свидетелю. 
В появлении красоты из переживания себя в движении для меня есть большая правда о природе человека. Эта красота может проявиться в безудержном полете или в маленьком жесте, она не столько в форме движения, она больше соотносится с подлинностью, увлеченностью и присутствием в моменте. Я встречался с этим появлением красоты в разных странах, разных группах. По моему убеждению, это один из самих благих даров, который нам доступен в земной жизни. Мне кажется, это важный момент — моя увлеченность движением может быть больше любой сторонней оценки и именно она создает глубинную красоту движения.
Что же касается возраста… Я помню, известный японский танцовщик буто Мин Танака говорил, что он стал что-то по-настоящему понимать в танце только после 50 лет. Меня такая перспектива радует, если честно. В Нидерланском театре танца в свое время была создана специальная группа танцоров в возрасте, потому что их тела могли нести что-то особое, в них было иное качество присутствия, определяемое опытом. Или Анна Халприн, выступающая на сцене в 90 лет… Понятно, что это особые явления и их нужно смотреть не так, как смотрят на виртуозные акробатическое шоу.

У меня на занятиях присутствуют люди разных возрастов, от 14 до 60 и старше. В танцевальной терапии и часто в импровизации задачи, в первую очередь, не технические или эстетические, а личные — нахождение своего танца, движения, которое помогает желаемому изменению, поэтому мы всегда можем найти приемлемый уровень нагрузки, соответствующий возможностям конкретного человека. 

Мне кажется, человеку здесь важно выбрать, чего он хочет — проживать свою жизнь, в которой есть место танцу, творчеству, познанию себя, или соответствовать некоторым нормам и стандартам, смысл которых для него не слишком ясен. Это действительно выбор.

В Вашем ответе я увидел, что все хорошо складывается при индивидуальном самовыражении в движении.

Если это будет происходить под руководством учителя — тогда это будет совершенно другой уровень — технический, идеологический, глубоко психологический — но что при этом изменится в самоощущениях и в способности самовыражения у человека? То есть иными словами — как присутствие учителя влияет в этой ситуации на внутренний мир, переживания, эмоции, чувственность, открытость, способность выразить себя?

Теперь, если мы добавим в эту же ситуацию — к учителю и простому человеку, который стремится к самовыражению в движении — еще и группу учеников! Появляются другие лица, они требуют внимания — и самое главное — они обращают внимание! И реагируют! И вызывают ответные реакции! То есть появляется определенная динамика, связанная с отношениями, которая не имеет прямой связи с движениями и танцем, но является сильнейшим фактором, который может мощно повлиять на душевное самочувствие нашего танцора. Каково по-Вашему это влияние — что оно дает и что оно уносит — в случае с неуверенным, неуклюжим, комплексующим клиентом, который чудесно самовыражался в одиночестве?

Если в нашу предыдущую ситуацию добавить контакта? Прямого зрительного — потом физического. Это еще один крупный фактор, который кардинально все меняет. Что он меняет — в нашем случае? Да, появляется партнер — это уже заставляет корректировать свою двигательную активность, соотнося ее с движениями партнера — хотя бы как-то реагировать на них! Что делается с самовыражением? Мне кажется, что здесь человеку с затруднениями может показаться даже легче — если он будет увлечен другим — и его, а не своим самовыражением — и станет активно присоединяться к партнеру, но это будет означать некую потерю возможности самореализации… 

Или все же профессионально уроки ТДТ или КИ построены столь гибко, что человек с любой комплекцией-комплектацией-комплексами — плавно и органично вольется в группу и станет самовыражаться в собственное удовольствие, не взирая на присутствие и даже при зрителях?

Любые занятия — это человеческий контакт, а в случае терапии — очень особые отношения.

Кому-то важнее собственные процессы, а другие люди становятся рамкой или зеркалом для таких процессов. Кому-то важен именно диалог, в том числе и без слов. Для кого-то важно ощущение группы и переживание совместного опыта. Кто-то все это совмещает.

Поэтому есть разные занятия, разные темы, разные формы. Есть открытые группы, есть закрытые группы, есть индивидуальные занятия. Но есть и общий принцип — если вы не можете, если вы решаете, что вам не нужно, вы не участвуете.

Это достаточно сильно отличается от обычных уроков танцев, поскольку нет заранее определенного результата или пути к этому результату. Импровизация.

И, естественно, иногда нам бывает трудно, иногда мы учимся проживать эти трудности и идти дальше, находить новые способы.

Темы, о которых вы говорите, очень богатые, большие. Некоторые форматы просто «заточены» под них. Например, тема «насколько я могу быть самим собой в присутствии другого» может быть очень внимательно прожита и осознана в Аутентичном движении, когда Движущийся честно следует за своими импульсами в присутствии Свидетеля.

Александр, продолжая тему.
Да, это безусловно отличается от обычных уроков танцев. 
Тем не менее — есть ли какие-либо ступени, которые желательно пройти? Это не те ступени, которые есть в танцах — позволяющие достичь физического совершенства движений и постичь драматическое начало танца. Да, нет заранее определенного результата, но все же что можно считать результатом в Вашем понимании? Не конечным, безусловно, но тем — который может быть центром стремлений. 
К максимальному двигательному самовыражению? Но это будет очень далеко от танца — или танцем в таком случае надо считать любые спонтанные движения, идущие изнутри? Да, что есть танец в таком случае? И чем танец отличается от хаотичных конвульсий, рвущихся из глубин души?))) 
Я подозреваю, что Высшей Силой здесь является все же некая Гармония — мне сложно это определить, но волей-неволей в ходе занятий конвульсии превращаются в движения, движения — в танец. И где-то находится граница между ними, преодолев которую, ты начинаешь делать нечто гармоничное и не побоюсь этого слова — красивое! 
Надо ли стремиться к красоте? А если нет, то что же это за танец? И каково определение красивого в танце? 
Много вопросов))

Спасибо за вопросы, они действительно не самые простые. Если у нас нет задачи хорошо выучить движения или победить на конкурсе или получить апплодисменты после супер-выступления, зачем нам танцевать? 
И для многих людей, по моим наблюдениям, ответом является — ради самого танца. Само состояние танца является одновременно процесом и результатом. Люди рассказывают, что нашли этот смысл еще в детстве и, по крайней мере, для тех, кто приходит ко мне на занятия, желание танцевать и продолжать танцевать определяется этим особым опытом.
Если же мы говорим о терапевтической модальности в танце, то тогда результатом будут позитивные изменения — изменения в ощущении себя, в способах взаимодействия и качестве жизни в целом. 

Чем движение отличается от танца? Очень многие люди пытались ответить на этот вопрос. И, как я вижу, почти любая попытка ответа приводит к упрощению или исключению какой-либо формы танца. Например, требование наличия ритмичности в движении исключает некоторые формы импровизационного танца без музыки, где нет устойчивой ритмической схемы. Требование «красоты» исключает определенные экспериментальные и экспрессивные формы танца. И так далее. 
Крайняя постмодернистская точка зрения в этом ряду: «танец — это то, что мы называем танцем».

Я предпочитаю думать об этом в следующем ключе: есть специфическое состояние «танцевания», которое может появиться практически в любой человеческой деятельности. Я называю это «первичным танцем». Похоже, оно просто «встроено» в человеческое тело на каком-то базовом уровне. 
Чтобы уловить его, попробуйте провести простой эксперимент: сфокусируйтесь на свой руке и начните ей двигать, движения могут быть любые. Двигайте руку в течение 1-2 минут.
Затем остановитесь, расслабьтесь руку, сделайте несколько более глубоких вдохов и выдохов и… Начните танцевать этой рукой, позвольте этой руке танцевать. 
Переживаемая разница между первым и вторым опытом и будет состоянием танца. 

К вопросу о красоте. Я уверен, важно помнить о том, что красота — исторически и культурно обусловлена. Мы воспринимает что-то красивым потому, что оно соразмерно сформированному у нас образу мира. Достаточно посмотреть на портреты женщин разных эпох. Достачно сравнить балет и африканский танец. И многое другое. 
Особенность нашего времени, 21 века, в том, что есть много доступной информации и наше понимание красоты становится более динамическим и разнообразным. 
Поэтому, с моей точки зрения, очень важно помнить о красоте, находить ее в танце, но при этом помнить, что всегда есть еще большая и разнообразная красота.

Диалог 2

Здравствуйте, Александр. Скажите, что такое танец? Как отличить его от прочих движений? как отличить хороший танец от плохого, если к нему применима эта категория?
Я ничего не читал на эту тему — кроме книжки Бернштейна о ловкости, после которой мне и пришло в голову обо всем этом задуматься всерьез — и не слышал обсуждений, только сам пытался размышлять. Размышлял же я примерно так: если попробовать сравнить танец с другими продолжительными движениям, то первое приходящее в голову отличие — отсутствие у танца какой-то утилитарной цели, как, скажем у бега (хотя бежать можно и без этой цели). Соответственно, для утилитарных движений критерий качества простой — выполнение поставленной цели. 

Но мне сразу пришел в голову пример танца с понятной целью: танцы ухаживания у животных. Мне кажется, парные народные танцы, про которые мне хочется, чтобы они подпадали под искомое определение танца, довольно близки к этому. Цель их, я думаю — коммуникация посредством движения с партнером, или с возможными соперниками. Не это ли ключевая вещь? Адресат такой коммуникации может быть, конечно, самым разным — брачный партнер, все племя, божество…

Здравствуйте, Вадим!
Вы задаете очень интересные вопросы, на которые, как я понимаю, не может быть простого и законченного ответа. Действительно важное наблюдение о неутилитарности танца и о коммуникации как главном внутреннем смысле танца.

Рудольф фон Лабан писал, что человек движется:
— чтобы что-то сделать — с практичной и ясной целью;
— чтобы понять — через мысли или опыт;
— для экспрессии — чтобы придать форму чувству;
— в танце — выражая невыразимое.

Но можно задать следующий вопрос — в чем особенность именно этой формы коммуникации?

Она — невербальна, причем она в принципе не может быть переведена на язык слов. Она — телесна, т.е. требует прямого действия, вовлечения. Она — целостна, т.е. задействует тело и эмоции, мысли и дух; может относится к личному, интерсубъективному, социальному.

Все это позволяет выделить особую категорию «танцевальность» — как сложную согласованную процессуальную многоуровневую коммуникацию.

Что же касается хорошего/плохого танца, то важно понимать критерии, шкалы, по которым вы можете назвать что-то хорошим или плохим. В разных контекстах один и то же танец может быть хорошим/плохим/никаким/каким угодно.

Например, детский танец с точки зрения формы может быть беспомощным, а с точки зрения воздействия на заинтересованного зрителя эмоционально сильным. И так далее. 

В общем, если вы хотите по-настоящему оценивать, вам нужно понимать контекст и критерии оценки и свои собственные предпочтения. Если у вас нет ресурсов для такой работы, у вас есть просто частное суждение, ни к чему никого не обязывающее.

Диалог 3

Первый вопрос по телу и ощущению его. Мне повезло быть с тобой на тренинге и с той поры по твоему совету я постоянно слушаю себя. Успехи есть, за что благодарности! 
Может ли человек быть абсолютно мышечно расслаблен? Люди без мышц все-таки движутся, этот печальный факт видели в кино. Значит ли, что совет укрепить мышцы для хорошей осанки неверен. Как раз наоборот, лучше их выключить? И какова тогда роль мышечной структуры, исключительно силовая? Хотя и у физически пашущих людей нет бугров и кубиков. 

girshon

Спасибо за вопрос.
В бодинамике, одном из направлений телесной терапии, есть концепция трех базовых состояний мышц: гипертонус — сверхнапряжение, гипотонус — ослабленная, невключенная мышца и нейтральное положение. 
Это означает, что баланс напряжения/расслабления — это динамический процесс, и хорошо, если он согласован с окружением и задачами человека; хорошо, если мы можем менять его по собственной воле.

Есть задачи, которые требуют усилия и приносят мышечную радость достижения. Есть задачи, которые требуют отпускания и приносят удовольствие расслабления. Хорошо, если нам доступен весь спектр.

В своей работе я встречаюсь с теми и другими задачами. Иногда сверхнапряжение скрывает слабость внутренней структуры, более глубоких мышц, ощущение которых связано с более глубинным переживанием «Я». И тогда мы работаем, как с расслаблением и отпусканием одних частей тела, так и с активизацией, включенностью других. 

Естественно это не механическая, техническая задача. Мы работаем с переживаниями человека, просто у этих переживаний есть физиологическая, есть эмоциональная и есть когнитивная стороны. И нас будет интересовать более целостное и процессуальное самоощущение в контакте с реальными людьми и жизненными задачами; то, что я и называю — «жить танцуя».

Саша! огромное спасибо за ответ! Я вчувствовалась в него, вслушивалась в себя. И многое мне открылось.
Казалось бы, почему трудно подсказать человеку, в чем его телесные проблемы. Язык телесности ли плохо развит? Трудно, видимо, словами объяснить как ездить на велосипеде, плавать, как любить. Хотя попытки есть, и я бы тебя отнесла к таким учителям. В общем случае, спасение утопающих дело рук самих утопающих… 

«Иногда сверхнапряжение скрывает слабость внутренней структуры, более глубоких мышц»

Для меня не словесным открытием стало ощущение собственного позвоночника и опора на него. Почему-то никто мне это не сказал. Что у позвоночного животного, главное в движении, позвоночник. А если он расслаблен и висит на мышцах, то последние ноют-болят. И в целом структура вся разболтана, неустойчива. Как пьяный, которого под руки ведут приятели. Могут и рукав оторвать. 

Спасибо тебе за подсказку осознавать свое тело, быть с ним в контакте постоянно.