Александр Гиршон. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЖАДНОСТЬ 

Александр Гиршон. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЖАДНОСТЬ 

idd

Фрагмент из книги об интегральном танце, которую я пишу вместе с Аленой Комаровой. Она создается из живых рассказов на тему и интервью: я повествую, Алена фиксирует и расспрашивает про подробности. Легким движением руки и мозга это все превращается в элегантный печатный текст. Ниже — кусочек из первой главы:

Определенная часть опыта, с которым люди встречаются в разных танцевальных практиках, нуждается в определении, но для нее нет одного имени. Она касается особых переживаний и выходит за пределы “просто танца”, не связана ни с танцем как развлечением, ни с танцем как искусством — есть что-то еще. Иногда в России этот аспект движения называют танцевальной терапией, но это не вполне корректно. В мире под танцевально-двигательной психотерапией подразумевается конкретная школа, ряд очень конкретных методик, связанных, в первую очередь, с именем Мэрион Чейз. Помимо “чистой” танцевальной терапии остается широкое поле, населенное очень разными форматами. Танец как целительская практика, танец как медитация, как способ саморазвития — сотни форм осознанного движения. Каждое направление выбирает свою перспективу в особом опыте внутри танца. 

Интегральный танец — одно из таких направлений. Идея такова: что, если взять из разного двигательного опыта — терапевтического, творческого, целительского, духовного, медитативного — по максимуму? Такая жадность — здоровая жадность почувствовать, понять, выразить, найти место очень разным аспектам танца — и была названа интегральностью. 

Сейчас в интегральный танец входит 4 МОДУЛЯ, которые мы исследуем и развиваем. Структура, которая существует в данный момент, может меняться. Понимание интегрального танца уточняется в ходе работы с разными личными, профессиональными, методическими и исследовательскими вопросами. 

Первый модуль — ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОМАТИКА. Как различные форматы телесного исследования могут обогащать движение, танец и понимание человека через телесную сторону? Очень важно современное понимание телесности, и новый импульс в нем дают современные исследования в нейрофизиологии.

Большая часть нашего опыта и понимания танца и телесности обусловлена основным способом работы — СВОБОДНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, ИМПРОВИЗАЦИЕЙ (а не заданными формами). Это второй модуль, он также связан с формами экстатического танца и танцем как выступлением, перформансом.

Еще один большой модуль — это психологическая, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА через танец и движение. Она может существовать как в тренинговом формате (когда мы работаем с отношениями, тенью, эмоциями, личной историей и т.д.), в формате терапевтических групп или индивидуальной терапии. 

И есть часть медитативная — танец как медитация, как ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА. Это четвертый модуль. Мы обращаемся к различным форматам двигательных медитаций и ритуалов. Самая ясная иллюстрация того, как это работает — Аутентичное Движение. Хотя через него можно исследовать и соматику, и оно может питать импровизацию, и использоваться в терапевтическом контексте, Аутентичное Движение рано или поздно, как показывает опыт, приводит к переживаниям, которые относят трансперсональному и медитативному опыту.

Все четыре модуля естественно поддерживают друг друга, это не системное различие, а, скорее, взаимоперетекающие потоки, питающие друг друга части одного растения. В интегральном танце нет иерархии, все важно, все значимо, но при этом сохраняется выбор, свобода движения внутри лабиринта переживаний и смыслов.

Интегральный танец возник как попытка осмыслить, что ТАНЕЦ КАК ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕРАПИЯ. Да, для многих людей, чтобы прийти к большей целостности, необходима терапевтическая работа. Но не только. На мой взгляд, невозможна целостность без творчества. И в каком-то смысле без обращения к чему-то большему, чем человек, — к более глубоким смыслам, ценностям и духовному опыту — целостность невозможна. Это один из многих законов развития: чтобы обнаружить целостность, нам нужно идти по пути трансценденции и включения, превосхождения и принятия.